Со временем диапазон творчества И.С.Куликова постоянно расширялся. Если вначале художника удовлетворяли незначительные жанровые сцены из жизни русской деревни, то в период расцвета его творческих сил у него появляются произведения исторического жанра. Одной из его тем становится изображение сцен из жизни бояр. Раскрывая красоту старинного уклада, в значительной мере идеализируя его, Куликов создает радостные по колориту произведения. Из этого цикла произведений характерными для художника являются: «Сбор невесты» (1906), «В зимние дни» (1907), «В боярском тереме» (1912) , «Боярышни в саду» (1913), «В русском наряде» (1916). Куликов в спокойных неторопливых образах теремной жизни заставляет зрителя увидеть жизнь, полную эмоций и страстей. В качестве одного из характерных примеров можно назвать картину «Сбор невесты». Эта картина впервые была показана художником на Весенней выставке в 1907 г. На холсте изображена сцена подготовки к свадьбе. Две красивые девушки провожают свою подругу, а может быть и старшую сестру. Все они живут своей жизнью, своей судьбой, своими надеждами. В центре немного смущенная, счастливая невеста. На ней роскошные старинные одежды. Пожилая женщина примеряет ей серьги. Девушка справа оперлась на спинку стула. Она, кажется, не участвует в этой сцене, погрузившись в свои мечты, задумавшись о своей судьбе. Лицо сидящей слева подруги выражает грусть неотвратимого расставания. Недаром на Весенней выставке это произведение получило вторую премию Общества поощрения художников по историческому жанру.
В боярском тереме
Сбор невесты
В зимние дни
В кокошнике
С праздником (Зарделась)
Нельзя не остановиться на одном из крупных произведений Куликова из этого цикла — картине «Боярышни» («Убор невесты»), находящейся в Ярославском художественном музее. Значительное по своим размерам произведение было экспонировано художником на нескольких выставках, в том числе на Весенней выставке и на выставке в Венеции в 1908 г. Молоденькая красивая девушка в богатых одеждах и кокошнике сидит с ларцом, наполненным драгоценными украшениями. Она спокойна и сосредоточена на какой-то понятной ей одной мысли. Едва скрытая улыбка говорит о том, что она думает о счастье. Окружающие ее подруги осторожно, с любопытством заглядывают в ларец. Молодость и красоту девушек подчеркивает пожилая женщина в простой крестьянской одежде, стоящая рядом. На ее лице грустная улыбка. Эта группа заполняет всю светелку, интерьер которой написан до предела обобщенно. Так же как и в предыдущем произведении, художник создает композицию из пяти действующих лиц с различными характерами и настроением.
Боярышни (Убор невесты)
Одним из последних произведений этого цикла является портрет-картина «В русском наряде» (1916). Для этого произведения художнику позировала его жена Елизавета Аркадьевна Соколова. Не исключено, что Елизавета Аркадьевна оказала влияние на создание целого ряда полотен, в которых она «играла» ведущую роль. Она преображалась то в миловидную крестьянку в картине «У околицы», то в современную городскую женщину в картине «Черемуха», а в картине «В русском наряде» изображена русская красавица в дорогих парчовых одеждах, в расшитом жемчугом кокошнике, с ожерельем из драгоценных камней, серьгами. После смерти Ивана Семеновича Елизавета Аркадьевна стала активным пропагандистом творчества своего мужа, она организовала дом-музей, который возглавляла более 30 лет до глубокой старости и в который передала многие произведения художника, являвшиеся семейными реликвиями. Отдав своего рода дань «теремной» теме, которой в эти годы увлекались многие художники, Куликов оставался художником-бытописателем, отражающим в своем творчестве бытовые уклады и жизнь простого народа, жителей деревни и города начала XX века.
В русском наряде
У околицы
Черемуха
Весна
Будучи старожилом Мурома, постоянно проживая в нем, Куликов не мог не обратить внимания на одну из характерных черт купеческого города — знаменитые муромские базары и ярмарки. В 1907 г. он впервые создает полотно на эту тему: «Базар в Муроме», выставленное им на Весенней выставке в 1908 г. Как и в большинстве произведений, сюжет до предела прост. В летний солнечный день шумит многоцветная базарная толпа. Она показана настолько обобщенно, что многие лица и фигуры являются фоном, на котором вырисовываются несколько фигур переднего плана. В этом произведении Куликов вновь применил ставший для него излюбленным прием изображения фигур, освещенных против света. Фигуры смотрятся силуэтом либо на фоне узкой полоски неба, либо на фоне освещенного солнцем пейзажа. На зрителя справа движется миловидная девушка в темно-зеленом платье и малиновом платке. Она задумчива и сосредоточенна. Ее движения неторопливы и изящны. Слева размещен чиновник, разглядывающий лежащие на земле старинные книги и вещи, и продающая их старая женщина под освещенным солнцем зонтом.
«Базар в Муроме» («Базар у карусели»), «Базар с баранками», «Мальчики на базаре» — все эти произведения хотя и написаны в разные годы, но написаны как бы в одном стиле, в одном духе. Некоторые женские персонажи можно увидеть в нескольких произведениях Куликова. Таким примером является изображение крестьянки в зеленом платье и малиновом с цветами платке, изображенной на нескольких произведениях. На полотне «В праздничный день» эта крестьянка размещена на переднем плане в центре композиции. В то же время на полотне «Ярмарка в Муроме» она размещена среди ярмарочной толпы.
Являясь знатоком русского национального костюма, Куликов уловил любовь крестьян к ярким кумачовым рубахам и сарафанам, синим и желтым платкам и полушалкам, расписным прялкам, саням и дугам. Умелое применение дополнительных цветов в колористическом строе произведений подчеркивало их оптимистическое и жизнеутверждающее настроение. Степенные старики и старухи, миловидные девушки, веселые парни, крестьяне и мещане — представители основных сословий провинциального торгового городка были героями его полотен. И, как правило, на переднем плане, а иногда и в центре композиции как бы для контраста в празднично одетой толпе художник выделяет темную фигуру нищего с холщовой торбой для подаяний через плечо.
Базар в Муроме
Базар у карусели
Ярмарка в Муроме
Базар с баранками
В жаркий день
Мальчики на базаре
Ярмарка
Портрет артиста А.Л.Дурова
Базар у церкви
За два года до начала первой мировой войны Куликов создает социально-заостренное произведение «Рекрутский набор» (1912). Недавно закончившаяся русско-японская война, гибель русских людей, мобилизация многих родных и знакомых из Муромского уезда — все это не могло не произвести впечатления на молодого художника. В картине изображена празднично одетая толпа. В центре композиции здоровые русские парни-новобранцы. Они готовы идти в огонь и в воду. Один из парней — разудалый гармонист. Он растянул меха тальянки, стараясь одновременно и поднять настроение провожающих и заглушить тоску разлуки. Второй — ушел в себя, переживая острую боль расставания с молодой красивой женой, красота которой подчеркивается праздничным нарядом, и стариком отцом. Оба они — и жена и отец — надолго, а может быть и навсегда, остаются без кормильца и любимого человека.
Рекрутский набор
На Весенней выставке 1910 г. Куликовым выставлено несколько произведений, в том числе такие, как «Старинный обряд благословения невесты», «Семья крестьянина», «Нищий», «Рулевой» и другие. Он вновь показывает свое стремление отразить в произведениях крестьянскую жизнь с ее обычаями и обрядами.
В картине «Старинный обряд благословения невесты» художник отразил старинный обряд, который бытовал в крестьянской среде в начале ХХ века. В центре картины на полу, устланном по старинному обычаю соломой, стоит на коленях невеста. Ее лицо, изображенное в профиль, обращено к родителям, отец и мать с хлебом-солью — все по издревле заведенному порядку. Справа на картине изображены близкие родственники: здесь и бабушка, которая, видимо, жалеет свою внучку, и старшая, уже взрослая сестра, очень похожая на мать, и совсем еще девочка-подросток, с интересом смотрящая на происходящую сцену. В склоненной фигуре невесты чувствуется покорность судьбе и молчаливое согласие с волей родителей. На лицах присутствующих нет ни одной улыбки. Все сосредоточенно обращены к невесте и полны к ней сочувствия и жалости. Как и во многие другие произведения, в эту картину Куликов вводит целые плоскости ярких интенсивных тонов, взятых в полную силу. Богатая палитра художника, построенная на гармоничном сочетании красного, синего, розового и фиолетового оттенков, повышает эмоциональное воздействие произведения.
Старинный обряд благославения невесты
Семья лесника
В 1914 г. Куликов создает жанровую картину «Возвращение из города». На фоне уходящего в зимнюю дымку городского пейзажа со старинными муромскими соборами крестьянские парень и девушка возвращаются из города. Их движения плавны и неторопливы. По всей видимости, парень провожает свою молодую жену из города в деревню. Они грустны и сосредоточенны. Миловидная девушка с красивым овалом лица, с печальными и задумчивыми глазами олицетворяет собой нежность и чистоту. Она одета в дубленую, охристого цвета, шубку и покрыта клетчатой шалью. Через ее плечо перекинут короб с городскими гостинцами. Судя по молодцевато завязанному шарфу, по залихватски надетой шапке, модным для городских мещан усикам, в психологии молодого человека произошли существенные изменения. У него появились другие интересы и взгляды. Он успел отвыкнуть от тяжелого крестьянского труда. Несмотря на то, что молодые люди идут вместе, их неуловимые движения, взгляды, выражения лиц подчеркивают назревший конфликт. Возможно, что эти проводы являются последними, и еще мгновение — и молодой человек останется в городе, а девушка с тяжелыми думами и переживаниями возвращается к себе домой в деревню. «Возвращение из города» написано в любимых автором тонах, характерных для первого периода его творчества. Фиолетово-черная одежда парня контрастирует с охристыми и коричневатыми оттенками одежды девушки. Контрастность эта подчеркивается и четким силуэтом фигур на фоне зимнего пейзажа.
Возвращение из города
В октябре 1915 г. И.С.Куликов был удостоен высшего признания: академическим Советом ему присвоено звание академика живописи. Но не только масляной живописью интересен этот художник. Начиная с 1907 г. Куликов принимает участие во многих выставках акварелей Общества русских акварелистов (1907, 1908, 1912, 1914, 1917), галереи Лемерсье (1913) , Общества художников имени И. Е. Репина (1927, 1928, 1929) и других. На этих выставках Куликов выступал в качестве художника, изображающего быт русского крестьянства, создавая в основном акварельные портреты миловидных крестьянок в русской национальной одежде, ярких ситцевых платках, иногда в шалях. Незамысловатые по своей теме сюжеты привлекали любителей изобразительного искусства простотой исполнения, изяществом, тонкостью проработки, душевным отношением художника к деревенским жительницам. Большое количество акварельных работ выполнено Куликовым в послеоктябрьский период.
В настоящее время сохранилось небольшое количество акварельных работ Куликова. Многие акварели приобретались сразу же после выставок, значительная часть из них вывозилась за границу. Замечательна по своему мастерству жанровая акварель «За водой» (1904), хранящаяся в Русском музее. На фоне зимнего деревенского пейзажа изображены две миловидные девицы. Одна из них смотрит на зрителя. Она одета в полушубок, на плече коромысло с ведрами. На голове — полушалок красно-коричневого цвета. Вторая девушка в ярко-красном платке и темной одежде. Обе фигуры девушек освещены слабым утренним зимним солнцем. Вдалеке изображена группа женщин у колодца. Для большинства акварельных произведений характерна простота сюжета, подчеркивающая ту или иную деталь крестьянского быта.
За водой
Девочки
Еще в академические годы Куликов пробовал свои силы в темперной и пастельной техниках. Его работы отличаются мягкостью, нежными цветовыми отношениями, легкостью и воздушностью. К числу лучших произведений относится небольшая работа «Пряха» (1904), находящаяся в фондах дома-музея, портрет неизвестной (1906), портреты девушек (1908 и 1910). Иногда в пастельные работы Куликов вводит уголь. Большого успеха Куликов достиг в портретах, выполненных сангиной в сочетании с углем или итальянским карандашом. Этой техникой Куликов в основном овладел еще в Академии. Уже тогда в академических рисунках с применением сангины Куликов увидел, что при помощи сангины возможна передача теплоты человеческого тела, большой естественности изображения.
Портрет крестьянки
Портрет матери
После 1917 г. Куликов создал галерею портретов современников. Куликов выбирает людей, близких ему по характеру, творческому складу, социальному положению. Почти в каждом портрете он показывает свой мягкий и доброжелательный характер, душевность и человечность. Он видел людей именно такими, каким он был сам. Почти во всех без исключения портретах (кроме одного «Защитника, произносящего речь»), мы не найдем движения, какой-либо экспрессии, излишних жестов. В каждом портрете спокойная поза, выразительное лицо. Женские портреты отмечены сочетанием красоты и нежности. И хотя Куликов не считался большим психологом в портретной живописи, в его работах можно найти глубину характера. Многие художники-портретисты репинской школы оставались верными реалистическому изображению человека с его сложным внутренним миром. Для каждого портрета тех лет характерны не только индивидуальные черты той или иной личности, в каждом портрете создавался образ человека, являвшегося частицей общества.
Значительное количество портретов в два карандаша Куликовым сделано в 1920-е гг. Известны портреты солдат-красноармейцев, участников гражданской войны, а начиная с 1925 г. художник создал большое количество женских портретов. Среди этих портретов едва ли не лучшим является портрет жены художника, выполненный в 1925 г. Изящный профиль, тонкие черты лица, лучистые серые глаза, обнаженные шея и плечо, обрамленные каштановыми волосами и темно-серой меховой накидкой, — все это подчеркивает красоту сорокалетней любимой художником женщины, его спутницы и натурщицы. В этом портрете художник как бы синтезировал образ своей спутницы жизни и, подобно образу матери, он создал обобщенный образ любимой женщины.
В 1930-е годы Куликовым сделано несколько портретов известных муромских врачей: хирурга Н. Н. Печкина, бывшего главного хирурга Боткинской больницы, детского врача А. Г. Младова, портреты многих общественных деятелей города.
Портрет Е.А.Куликовой
Портрет Е.С.Калининой
Портрет хирурга Н.Н.Печкина
Портрет М.О.Меньшикова
Первая мировая война и февральская революция не оказали сколько-нибудь серьезного влияния на творчество Куликова, если не считать картины «Рекрутский набор», созданной в преддверии войны, и нескольких набросков и этюдов, сделанных художником в дни февральской революции в Муроме, где он был в это время. Находясь в конце февраля 1917 г. в Муроме, Куликов стал свидетелем митингов и демонстраций. В начале ноября 1918 г. руководством города было принято постановление об открытии музея местного края в особняке Н.А.Зворыкина. Особняк, расположенный в центре города, построенный в стиле ампир, был наиболее подходящим для музея. Анфилада помещений второго и третьего этажей была удобна для организации экспозиции. Куликов взялся за работу по организации музея. Являясь знатоком археологии и этнографии, владельцем уникальной коллекции русского национального костюма и декоративно-прикладного искусства, Куликов со своими помощниками создает первую экспозицию музея с 1 500 экспонатами и открывает музей 1 января 1919 г. В музей Куликов отдает наиболее ценные экспонаты из своей коллекции — предметы декоративно-прикладного искусства, древнерусскую одежду, обувь, украшения, свои живописные произведения, которые до сих пор являются основным фондом музея, хотя количество экспонатов и возросло в десяти раз. В экспозицию музея были включены и произведения Куликова, который в качестве художника впервые выступил перед жителями города. По поручению Отдела народного образования в начале 1919 г. Иван Семенович возглавил комиссию по отбору произведений искусства картин, гравюр, скульптур, фарфора, мебели, книг, брошюр, художественных изделий и других коллекций из собрания графини Уваровой для организации общественного музея. Под его руководством разрабатывается положение о подотделе по делам музея и охране памятников искусства и старины.
Осенью 1918 г. Куликов обращается в Отдел народного образования с предложением о необходимости организации в Муроме рисовальной школы. После назначения Куликова руководителем рисовальной школы он со всей страстностью художника отдается воспитанию нового поколения. Он не только проводит практические занятия по рисованию и живописи, передает свои знания о художниках Возрождения, импрессионистах и барбизонцах, передвижниках и учениках И.Е.Репина, но и разрабатывает теоретический курс, в котором он дает основные понятия о живописи и композиции, о цвете и свете, о линии и перспективе, о пропорциях и плоскости. В июле 1919 г. под председательством Куликова состоялось заседание, на котором произошло объединение художников. Одновременно было принято решение о приеме в художественную школу всех желающих учиться в ней.
Не имея возможности принимать участие в художественных выставках Москвы и Ленинграда, в январе 1926 г. Куликовым была организована персональная выставка в Доме работников просвещения, который размещался в бывшем реальном училище. Эта выставка привлекла внимание городской общественности, любителей изобразительного искусства. Занятый организационной работой в музее, на рисовальных курсах и художественной мастерской Куликов не имел возможности творчески работать. Часть времени приходилось уделять и домашнему хозяйству, без которого в эти годы прожить было трудно. Средств к существованию было недостаточно, ему приходилось содержать семью за счет обмена на продукты вещей, иногда уникальных. В 1919 г. у художника родилась дочь.
Таня с бантиками
Таня с кошкой
За роялем
Портрет Т.И.Куликовой
Семья за столом
В 1923 г. в Петрограде организована выставка художников всех направлений за 5 лет (1918-1923), на которой после революции впервые принимает участие Куликов. Эта выставка была одной из первых выставок, в которой могли участвовать мастера различной творческой ориентации. В 1918 г. в Петрограде был создан профессиональный союз художников, в который в 1922 г. вступил Куликов в качестве безработного живописца. В Петрограде он делает попытку получить какие-либо заказы, чтобы обеспечить минимальный прожиточный уровень своей семье. Встречи в Петрограде с товарищами по искусству утвердили его в мысли, что в этот сложный период ему не следует отрываться от родной земли. Оставшаяся в Муроме семья настоятельно требовала возврата домой, так как их материальное положение было самым критическим. Осенью 1923 г. Куликов возвращается в Муром, где и продолжает работать в созданном им музее в качестве научного сотрудника в отделе живописи и старинного русского быта.
Многие художники, особенно портретисты, получили возможность создавать оплачиваемые частными лицами заказы. В эти годы Куликов исполняет большое количество заказных, в основном женских, портретов в два цвета, выполненных сангиной и итальянским карандашом или углем. Минимальными средствами художник добивается большой живописности и портретного сходства. Теплые оттенки сиенского камня в сочетании с холодными тонами карандаша или угля, тонкая прорисовка деталей и украшений создавали иллюзию живописного изображения. К сожалению, сохранилось лишь несколько произведений художника, выполненных им в этой манере. Многие из них находятся в частных собраниях, многие безвозвратно утеряны. Большинству же заказных портретов он не придавал значения. Однако сохранившиеся и известные по выставкам портреты могут быть своеобразной галереей женских образов.
В 1921-1925 гг. для Владимирского и Муромского музеев Куликов делает несколько авторских повторений с дореволюционных произведений: «Гулянье зимой» («Погулянка») (вариант 1914 г.), «Бабушка с курами» (вариант 1907 г.), «У околицы» (вариант 1913 г.) и другие. Продолжая работу в музее, Иван Семенович делает несколько этюдов с Муромских памятников архитектуры, большинство из которых входит в экспозицию музея в качестве своего рода иллюстраций, в том числе делает этюды Богородицкого собора, Николо-Зарядской и Рождественской церквей, торговых рядов. В этих этюдах художник фиксирует архитектурные памятники древнего Мурома, сохранив их образы для потомства. В этюдах найдены точные и характерные черты памятников, которые формировали городскую среду и являлись примером высокого уровня архитектурного творчества муромских зодчих.
Дом в Панфилове
Муромские монастыри
Николо-Зарядская церковь в Муроме
Николо-Набережная церковь в Муроме
Улица старого Мурома
Положительное влияние на творческую активность Куликова оказало восстановление деятельности общества имени И.Е.Репина. В выставке Общества имени И.Е.Репина приняли участие около 100 ведущих художников России. На первой выставке общества Куликов показал 10 графических работ, в основном портреты, выполненные сангиной и углем, акварели. В следующем году на выставку он представил 18 произведений. Однако многие полотна были либо авторскими повторениями произведений дореволюционного периода — «Старушка с курами», «Ярмарка», «Пастух», «Настя», либо несложные по своему сюжетному замыслу небольшие этюды природы и архитектурных пейзажей города: «Площадь крестьянина в Муроме», «Уголок Мурома» и другие. После многолетнего перерыва Куликов вновь возвращается к акварельной технике, которую он считал наиболее трудной в изобразительном искусстве. Впервые Куликов обращается к теме изображения молодежи, которая в последующие годы будет для него одной из важнейших тем в его творческой деятельности. С выставками Общества имени И. Е. Репина Куликов как бы снова обрел силу, включившись в творческую жизнь. Встречи на выставке со своими единомышленниками, творческие дискуссии, ощущение товарищеской взаимопомощи — все это открыло второе дыхание художника и заставило включиться в активную творческую жизнь.
На выставке Общества имени И. Е. Репина в 1929 г. Куликов показал ряд произведений. Среди них «Физкультурница», «Юнгштурм», «Пионеры». В «Физкультурнице» художник изобразил девушку в минуту отдыха. Она одета в белую с черными полосами футболку, подчеркивающую изящные линии фигуры. В руках девушки волейбольный мяч. Полный оптимизма и веры в будущее взгляд подчеркивает ее веселый и общительный характер. Для «Физкультурницы» Куликов выбрал ткачиху Пану Иванову, которая подкупала своей жизнерадостностью и активностью. Она была комсомольским вожаком фабрики, а впоследствии стала секретарем горкома комсомола. В дальнейшем «Физкультурница» много раз репродуцировалась, а в 1939 г. экспонировалась на выставке советского изобразительного искусства в Филадельфии.
Физкультурница
Портрет В.И.Ленина
Одновременно с «Физкультурницей» на выставке Куликовым был показан второй портрет современницы под названием «Юнгштурм». На фоне развевающегося красного знамени с серпом и молотом и едва намеченного силуэта завода изображена задорная молодая девушка-комсомолка в гимнастерке. На смуглом лице девушки веселая улыбка, которая подчеркивает ее общительный характер и женственность. Портрет построен на сочетании контрастных цветов — красного и зеленого, находящихся в том равновесии, которое создает впечатление цельности художественного произведения.
Юнгштурм
Значительный интерес представляют «Старик с газетой» («За чтением») и «Маляр Шамилин». Пожилой крестьянин в меховой ушанке и полушубке с большим вниманием читает газету. Изобразительные средства весьма скупы. Яркий свет падает на фигуру сзади справа, что создает контрастность освещения. Одна часть лица находится в тени. Охристая гамма создает оптимистическое настроение и подчеркивает глубину психологического состояния крестьянина.
За чтением
Маляр М.И.Шамилин
Среди произведений, которые Куликов экспонировал на выставке Общества имени И.Е.Репина, была композиция «Международный юношеский день» (1929). У Ивана Семеновича возникло желание сделать живописное полотно, отражающее одну из сторон жизни молодежи. Произведение насыщено праздничным и радостным настроением, которое подчеркивается ярким светом солнечного дня, развевающимся на ветру знаменем и красными косынками девушек. Для Куликова самым важным был поиск образа современника, и на выставке в 1929 г. он доказал, что нашел этот образ.
Международный юношеский день
Пионеры
Пионервожатый
Создавая галерею портретов современников, Куликов не мог не обратить внимания на труд рабочих. В эти годы Куликов пишет портреты ударников труда Бушуевой и Судакова (оба 1931), а также одного из первых стахановцев города — кузнеца Рудникова (1937).
Рабочий-ударник Судаков
Портрет Бушуевой
Летом 1932 г. республиканским объединением «Росинструмент», куда входили предприятия городов Горьковской области, Мурома, Павлова-на-Оке, Вачи и Ворсмы, Куликов был приглашен для выполнения работ, иллюстрирующих прошлое, настоящее и будущее промышленных предприятий большого района. Как ученый археолог и этнограф Куликов изучает историю бывшего села Павлова, знакомится с его старожилами, делает рисунки старинных домов и улиц, выполняет галерею портретов. Он пытается воссоздать образ старого Павлова. В его записных книжках появляются биографии и воспоминания павловских старожилов о жизни дореволюционного села, о нравах и обычаях: о петушиных боях, о павловских лимонах. Появляются рисунки «Домик кустаря на улице Грязнушка», «Улица Острожная», «Улица Исподняя», названия которых говорят сами о себе. Постепенно возникает галерея портретов павловских старожилов, в основном бывших кустарей, создававших свои произведения прикладного искусства — затейливые замки, многопредметные перочинные ножи, наборы инструментов еще в царское время. Первая задача, поставленная художником, — воссоздание образа старого Павлова, в 1936-1938 годах завершилась созданием нескольких произведений, среди которых наиболее значительными являются «Собенщик» (1936), «Павловский кустарь» (1937), «Кузнец» (1937), «Петушиный бой» (1937), «Ночная скупка» (1938). В 1936 г. в Павлове был открыт Промышленный музей, первая экспозиция которого была создана при активном участии Куликова. Большинство произведений, которые художник делал по заказу «Росинструмента», были переданы в музей.
Павловский кустарь
Ночная скупка
Петушиный бой
В январе 1935 г. был организован Союз художников, и Куликов становится членом Горьковского отделения (ГОССХ) и созданного при нем Товарищества. Несмотря на плохое здоровье, Куликов продолжает заниматься живописью. Ряд лет он увлекается пейзажем и натюрмортом. В пейзаже, правда, ограничивается небольшими этюдами, характеризующими природу древней муромской земли, проявляя себя тонким лириком, знающим законы пленэрной живописи. Просторы окских берегов, синие дали речки Илемны, окраины пригородных деревень Подболотни, Нежиловки, Ямской Слободы, мастерски исполненные Куликовым, насыщены простором и светом, солнцем и воздухом.
Лужок
Жатва
Подболотня
На состоявшейся в Горьком выставке пейзажей в 1940 г. Куликов экспонирует более 20 пейзажей, получивших одобрение зрителей и художественной общественности. В 1935 г. он принимает участие в 3-й Горьковской краевой выставке, где выставляет две работы. Значительным событием художественной жизни страны была организация в 1940 г. выставки произведений художников периферии, на которой Куликов выставил несколько портретов, выполненных в графике, и выставки «Художники старшего поколения РСФСР», на которой многие работы Ивана Семеновича пользовались заслуженным успехом. Среди них наибольшее внимание зрителей привлекли «Автопортрет» (1939) и «Семейный портрет» (1938). В «Автопортрете» передан характер мягкий и добрый. Живое лицо пожилого художника подчеркивает его мудрость, какую-то скрытую притягательную силу. Портрет может быть сравним лишь с мастерски написанным портретом матери. С большим мастерством написаны руки художника. За свою жизнь Куликовым написано большое количество автопортретов, каждый из которых может характеризовать определенный этап творчества художника; автопортреты являются тем зеркалом, которое раскрывает глубину миросозерцания художника, глубину его души.
Автопортрет
В 1938 г. Куликов возглавляет группу художников по росписи пригородного зала Ярославского вокзала в Москве, для оформления которого им выполнено несколько превосходно написанных натюрмортов с фруктами. Случайно сохранившийся натюрморт «Персики», находящийся в местном музее, написан в той классической манере, которой владели старые мастера. Превосходно написаны натюрморты «Маки», «Яблоки», «Овощи» и многие другие. Его натюрморты отличаются добросовестностью исполнения, непосредственностью восприятия натуры, оригинальностью. Каждый натюрморт — цветы, фрукты или овощи – написан сочной живописной манерой, пронизан солнцем и воздухом, вызывает чувство радости.
Маки
Персики
После трагической гибели выдающегося летчика нашего времени В. П. Чкалова Иван Семенович решает воссоздать образ Валерия Павловича. Он собирает фотографии, знакомится с семьей Чкалова, делает этюды квартиры и дачи, где проживал Чкалов, знакомится с одним из соратников В.П.Чкалова летчиком Г.Ф.Байдуковым. Создание образа бесстрашного летчика, покорителя воздушных пространств и одновременно мягкого и любящего отца и мужа было непросто. Куликов пишет портрет В. П. Чкалова. Мощная фигура летчика в гражданском костюме, на лацкане которого высшие награды Родины за беспримерные перелеты через Северный полюс в США. Сосредоточенное лицо в трехчетвертном повороте характеризует Чкалова как целеустремленного волевого человека.
Портрет летчика В.П.Чкалова
Портрет летчика М.М.Матвеева
В конце 1940 г. после выставки «Художники старшего поколения РСФСР» Куликов вновь включился в активную жизнь. Всю зиму он работает над эскизами к большому задуманному им историческому полотну «Выход Нижегородского ополчения в 1612 году». В марте 1941 г. эскиз был закончен. Произведение должно было быть закончено к художественной выставке «Наша Родина» к 25-й годовщине Великого Октября. Для создания исторической правдоподобности Куликов вновь изучает исторические события Смутного времени, оружие, костюмы, нравы, делает многочисленные рисунки в Государственном историческом музее в Москве, в Горьковском и Муромском краеведческих музеях. Сохранившиеся эскизы «Ополчения» создают полное впечатление законченного произведения. По ним можно судить о грандиозном замысле автора. На полотне изображен Дмитрий Пожарский и войско народного ополчения в окружении массы народа, жителей Нижнего Новгорода. В центре композиции князь Пожарский в боевых доспехах на белом коне во главе войска спускается к реке через Ивановские ворота кремля. Слева виднеется широкое Заволжье, откуда двигаются ратные люди, чтобы присоединиться к головному отряду. Остающиеся в городе старики, женщины и дети каждый по-своему переживают событие: одни смотрят на идущих защитников Отечества с завистью, другие переживают разлуку с мужьями и сыновьями.
Эскиз. Выход Нижегородского ополчения в 1612 году
Работа над «Ополчением» совпала с началом Великой Отечественной войны. Не считаясь с возрастом, состоянием здоровья, возникшими бытовыми сложностями, необходимостью ночных дежурств, Куликов продолжал работу над произведением, совершенствуя композиционное решение, цветовой строй, делая натурные этюды. В первые дни войны вместе с другими художниками города он принимает активное участие в оформлении города, рисует плакаты, помогает оформлять госпиталь, передает в него большое количество своих произведении.
Куликов не отличался хорошим здоровьем. Оно резко ухудшилось в связи с начавшейся Отечественной войной, когда на художника легли тяжелые заботы о содержании семьи, об отоплении и освещении дома, ночные дежурства. 15 декабря 1941 г. во время перевозки дров с топливного склада Куликов скончался. Через несколько дней после его кончины исполком городского Совета депутатов трудящихся принимает решение об увековечении памяти художника, его дом преобразовывается в дом-музей, улица, проходящая через бывшую Ярмарочную площадь в Муроме, называется его именем.
В славной плеяде репинских учеников имя Ивана Семеновича Куликова находится среди верных последователей реалистической школы живописи. Ему были чужды различного рода отступления от правды. Благодаря цельности его натуры почти не представляется возможности выделить в его творчестве какие-либо этапы. Он всю свою сознательную жизнь совершенствовал полученные в Академии знания. Он никогда не расставался с карандашом и блокнотом, этюдником и красками. Куликов всегда работал с полной отдачей. Может быть, поэтому его произведения отличаются покоем и умиротворением, нежностью и лиризмом. Герои его спокойны и уравновешенны, без внешних эффектов, но полные внутренних сил и энергии, обаяния и любви. Живописные произведения Куликова насыщены русским национальным духом. Богатая цветовая гамма, мастерство исполнения — все эти качества являются характерными для творчества Куликова.