Главная / Другие статьи / Философский мир мультфильмов

Философский мир мультфильмов

Современный мир анимации – это такая же колоссальная потребительская машина, как и мир кинематографии. Казалось бы – ну что такое мультик в приближенном упрощении? Рисованные движущиеся картинки для детей. Но не тут-то было. Мультфильмы покоряют всех. Ведь уровень современных технологий позволяет создавать такие шедевры, которые интересны и детям, и подросткам, и взрослым. Кстати, где-то, в свое время, мелькала такая интересная статистическая справка, что чем у человека выше IQ, тем больше он любит мультфильмы. Ясное дело, что такой вывод не нужно воспринимать буквально – статистика вообще возглавляет «пищевую» цепочку. Помните? Ложь – наглая ложь – и статистика.

Но давайте просто немного под другим углом посмотрим на мультфильмы, а конкретно – на полнометражные мультики. Ни для кого не секрет, что в анимации, как в кинематографии, всегда есть отпечаток идеологии и менталитета страны-производителя. В европейских странах нынче это может быть не так заметно, а вот, например, обратим взор на «крайние точки» — США, как гиганта индустрии развлечений и олицетворение Запада, и Японию, как концентрат высоких технологий и философии, как олицетворение Востока. Тема, конечно, для анализа обширная, сложная, но попробуем в двух словах — сравним взгляд на мультмир в стиле хай-тек, симбиотический клубок машин и людей.

Типичный успешный продукт для американской анимации по такой тематике, это, наскидку, мультфильм «Хот Вилс: Жажда скорости» Эндрю Дункана. Что тут видим? Сильные мужчины, мощные тачки, гонки на выживание, роботы – противники, секретные технологии и скорость. Лихие, но понятнее повороты сюжета, чтобы каждый западный человек без труда мог «въехать» в них без проблем. Развлечение – так развлечение, зачем морализаторство и глубокий подтекст в мульфильме.

А что Восток? На другой чаше весов – легендарный мультик «Евангелион 1.11» от Хидеаки Анно. Роботы-машины с человеком оператором защищают мир от непонятных машин. Все просто? Да нет. Для того, чтобы понять всю многосложность этого произведения, надо любить мир японской анимации и понимать сущность японского мышления. Японская культура многих вообще вводит в заблуждение. Кажется, что она близка к природе по своему характеру, несмотря на весь их технологический прорыв. Но нет, это все не так. Ничто не отдаляет японцев от природы, как их философский опыт, формировавшийся сотнями лет в полной изоляции. Термины японской эстетики очень показательны – они концентрируются на несчастье, хрупкости, недолговечности. Это «Mono no aware» — печаль вещей, признание полной нереальности человеческого бытия, того, что не может не вызвать сострадания. Человеческий дух слишком велик – и, конечно, слишком далек от природы, чтобы препятствовать собственному уничтожению, каким бы ужасным это не было.

Можно пожать плечами, а можно просто сесть и посмотреть. И попытаться понять. Хотя, ведь все это – мультфильмы, для детей, какая философия, верно?…


👤  | 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *