Главная / Уроки по фотографии / Правила композиции в фотографии

Правила композиции в фотографии

Часть 1. Цифровая фотография. Основы

Глава 5. Композиция

Композиция, а вернее, правильное отношение к композиции, знание её основ, является главным в получении хороших снимков. Композиция – это как набросок перед рисованием хорошей картины. Если вы будете знать, как сделать этот набросок, фотографии, которые у вас получались хорошо, теперь будут просто великолепны. Это главное правило.

Инструменты и техники создания композиции.

Само понятие композиции знали, наверное, ещё пещерные люди, когда рисовали на стенах свои примитивные рисунки. Древние греки тоже знали, что это такое, для них композиция была не пустым звуком. Посмотрите на их скульптуру и картины – люди, хоть и остановленные в них навсегда, кажутся нам движущимися, вот-вот и тот воин махнёт мечом, а тот задумчивый старик пошевельнётся и переведёт взгляд на нас. Вероятно, вы подумали, что композиция нужна для оживления изображения, да это, отчасти, так, но, во-первых, она нужна для того, что бы сделать не просто снимок, а сделать его приятным для глаз, навести внутри изображения гармонию. Расположение объектов по их цветовому или габаритному значению так же важно, как и то, что вы снимаете.

Перемещение фигур и объектов.

Все знают эти школьные фотографии, где на одном снимке помещаются все одноклассники или одногруппники. Это тоже композиция. Это правило знают все фотографы – высоких назад, невысоких на первый план. То же самое можно делать при фотографировании натюрмортов или других статичных вещей.

Изменение ракурса.

Бывают такие вещи, однако, что переместить их вам вряд ли удастся. Например, фотография высокого здания или старого дуба на развалинах. В этом случае вам самому придётся пытаться найти тот ракурс, который бы мог получиться, если бы вы могли всё расставить по своим местам. В этом случае не стоит пренебрегать ничем – можно наклониться, встать на колени, забраться на лестницу, подпрыгнуть и даже лечь на пол. В таких случаях наиважнейшим правилом является найти свою позицию, при которой всё выстроиться положенным образом.

Самые лучшие элитные эксклюзивные духи от самых известных производителей. Dolce & Gabbana, Valentinо и многие другие, не менее известные бренды.

Цифровое ретуширование.

В конце концов, при современных технологиях, бывает, что особо и не нужно вылезать из кожи вон, что бы сделать фото каких либо объектов. Фотошоп и другие графические программы позволяют очень быстро подредактировать фото, изменить тональность, резкость, объединить какие-то объекты, приблизить, уменьшить, в общем, всё-то, чего, вам кажется, не хватает для полноценного художественного произведения. Правда, не все приветствуют этот способ получения хорошей фотографии, потому что это не совсем честно, и если вы нацелились стать серьёзным фотографом для какого-нибудь журнала, графическими программами лучше не злоупотреблять. Несмотря на стремительно распространяющееся цифровое искусство с применениями разных гаджетов и компьютерных программ, в общественности всё же сохраняются идеалы, которые диктуют нам, что фотография должна быть естественной. Если же вы не журналист в сфере новостей, то цифровая ретушь будет для вас замечательным, вспомогательным инструментом для того, что бы подредактировать снимок и получить желанное изображение.

Техники.

Да, действительно, многие отличные снимки получаются совершенно случайно, но не стоит думать, что секрет профессиональной и художественной фотографии именно в этом. На самом деле хорошие снимки получаются в результате труда и соблюдения многих правил, т.е. не изображение само создаётся, а вы создаёте изображение. Разберём некоторые техники и правила удачной съёмки.

•  Упрощение. Простота или минимализм заключается во включении в вашу композицию только тех предметов и элементов, которые необходимы для создания вашей идеи. Посторонние предметы часто мешают акцентированию на главном, так что устранение разного шума и хлама поспособствует привлечению внимания на главной линии сюжета. В общем, не позволяйте ничему лишнему вторгаться в вашу фотографию, концентрация только на главном.

•  Правило третьей. Это очень хитрый приём Он заключается в том, что вы помещаете объект в одной трети расстояния от верха или низа, левой стороны или правой. Объект находящийся прямо посередине, как пытаются делать многие начинающие фотографы, не всегда интересен, он лишён инерции, движения и многого другого, объект, находящийся посередине скучен и статичен, тогда как находящийся в трети от какой либо стороны начинает обладать жизнью, в итоге: он более интересен. Как это делается на практике! Мысленно область кадра разделяется на две горизонтальные и две вертикальные линии, что бы получилась некая решётка. В итоге получится четыре точки в местах пересечения этих линий. Именно в этих точках и размещайте главный объект. Это и есть одна треть от границы изображения. В другой точке можно поместить второстепенный объект – это тоже будет приятно для глаза зрителя.

Горизонт, как следует из практики и теории, лучше располагать в верхней трети изображения, если, конечно, вы не хотите, что бы оно заняло целых две трети изображения. Высокие объекты – здания, башни, лучше расположить в одной из боковых вертикальных третей.

•  Линии. Объекты или элементы на вашем фото могут быть организованы в прямые либо изогнутые линии, причём неважно горизонтальные или вертикальные – это очень привлекательно. Такой способ требует опыта. Хороший фотограф может выстроить в линию и такие несовместимые объекты, как, например: гора, дом, человек, птица. Линии в кадре являются как бы направляющими взгляд зрителя. Они могут быть вертикальными, горизонтальными, изогнутыми, волнообразными и другими. В качестве линий могут быть как явные (рельсы, горизонт, забор), так и не совсем явные (строй домов, линия домиков уходящих вдаль). Так или иначе, линии в фотографии являются очень важным элементом, синхронизирующим всё, что запечатлено на снимке. Линии могут вести взгляд зрителя к основному объекту, или могут объединить множество разбросанных объектов, можно сказать, исполняют роль сплочения. Также линии могут придать значение трёхмерности, если они удаляются.

•  Баланс в снимке. Баланс – это когда главные объекты находятся как на одной стороне фотографии, так и на другой, а не так, что бы всё было свалено в одном углу. Или же объекты, находящиеся с одной стороны никак не мешают, а подчёркивают или гармонизируют главный объект с другой стороны. Эти объекты могут быть одинаковой или похожей структуры; одинакового или похожего цвета.

•  Обрамление главного элемента. Здесь не имеется в виду рамки, либо другие графические элементы. Это естественное обрамление, созданное из естественных элементов, которые обрамляют и подчёркивают главное. Например, кроны деревьев, горы, композиции из домов.

•  Объединение и разделение. При создании фотографии нужно внимательно рассмотреть снимок на предмет соединения несоединимого. Например, дерева растущего из чьей-то головы или других неудобных и часто комичных образов.

Подробнее о правилах упрощения композиции.

Первое, что вы должны сделать – это придумать смысл вашей фотографии. Здесь нужно обдумать такие вещи, как: что это будет – портрет, пейзаж; как вы её будете использовать – как WEB , обои или семейный снимок; кто будет смотреть – семья, клиенты, работодатели; подумайте какое настроение вы хотите придать снимку – смех, слёзы, удивление.

Выберите тот самый главный объект, который должен быть на снимке. Помните, что зритель не должен искать главный объект, он должен быть явным. Привлекают внимание самые большие, самые яркие объекты, те, что находятся на первом плане или из всего окружения которые самые необычные. Например, если вы посадите ребёнка возле ярко-красного плюшевого зайца — главным центром на фото то будет заяц, поставите рядом с зайцем большой плазменный телевизор и главным акцентом, на который будут обращать внимание, станет телевизор. Такие объекты, как большие, яркие, кричащие, необычные будут привлекать внимание в первую очередь, даже если они будут на заднем плане и очень дальнем плане и задумывались как второстепенные.

Избегайте двух центров внимания. Такое может испортить любую фотографию. Например, вы можете сфотографировать красивую девушку, которая играет с собакой, в этом случае главной на снимке будет девушка, а если собака залаяла на прохожего или совершает какое-либо другое конкурирующее действие — вы тут же получите два центра внимания.

Устранение ненужных элементов. Что даёт нам этот эффект? Если вы будете выбирать ровные, гладкие фоны, несложные, ровный горизонт, пару крупных деталей, а не множество мелких – это даст куда больший эффект, чем то, когда в кадре будет присутствовать масса деталей, таких как: дома деревья, горизонт, птицы, церковь и всё вместе. Нужно найти ракурс, при котором будет видно из всего этого один два объекта. Отсечь лишние элементы можно подойдя ближе к объекту съёмки. Если отойти назад или работать с широкоугольным объективом, то нужно помнить – в этом случае в кадр войдёт небо и многое другое, что придаст фотографии чувство глубины и объёма. Если же подступиться ближе, такой эффект даст чувство интимности и детализации. Последнее хорошо для создания портрета определённого объекта.

При съёмке, когда на композиции обрезается какая либо часть человека или предмета, обязательно стоит обратить внимание на то как вы обрезаете ту или иную часть. Что касается человека, то не стоит обрезать головы даже тех участников, которые находятся на задних планах и не несут никакой информации. Также, не стоит обрезать ноги на голени или ступнях, если это и делать, то поверх коленей или на бёдрах. Другие предметы, такие как машины, животные и другое, нужно обрезать кадром так, что бы всем, несмотря на то, что объект не целостный, было понятно, что это машина или собака. Фото сразу испортится, если на нём есть объект, который так обрезан, что невозможно разобраться что это за обрывок железа или кусок шерсти.

Ориентация камеры. Не стоит думать, что снимать камерой, держа её вертикально или под углом – это просто бахвальство. Если вы снимаете высокое здание – переверните камеру. Так оно войдёт полностью в вашу композицию и не будет ненужного места по бокам. Многие высокие вещи, начиная от баскетболистов, жирафов и заканчивая небоскрёбами и Останкинской башней, лучше смотрятся, когда их снимают именно в вертикальном положении камеры. Спортивные мероприятия, группы людей, лучше снимать в привычном положении камеры, здесь не нужно ничего переворачивать, так как, то, что находиться горизонтально – привычно для глаз именно в горизонтальном положении. Фигуры же, которые равносторонние: значки, медальоны и т.д. лучше сохранять в квадратном фото – лишние места по бокам от такого предмета могут выбросить эффект статичности.
Одной из важных правил является то, что при горизонтальной съёмке людей, животных или неодушевлённых вещей у которых есть передняя и другие стороны, лучше будет, если вы их расположите передней частью к зрителю. Также при подобной съёмке желательно добавить пустого пространства перед двигающимися объектами и теми, кто потенциально может двигаться. В противном случае будет непонятно, куда объект смотрит и почему он стремится уйти из кадра. При вертикальной съёмке это неважно, так как в этом случае, мы снимаем дома и деревья, и у зрителя не будет возникать дискомфортного ощущения, что объект сейчас куда-то уйдёт.


👤  | 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *