В России среди небольших старинных городов Сергиев Посад — известнейший. В первую очередь привлекает Троице-Сергиева лавра, историко-архитектурный комплекс мирового значения плакаты на день рождения которого изображались всюду. В музее богатейшая коллекция древнерусской живописи, народного творчества, художественного шитья, ювелирного искусства. Традиционен промысел деревянной резной и расписной игрушки. Знаменитые матрешки буквально покорили планету.
Стоя на соборной площади перед лаврой, особенно в ясную солнечную погоду, ощущаешь невольный восторг от золота куполов в лазури небес, от прянично-сказочной мажорности знаменитой трапезной, от яркой белизны древних церквей. А с площади, с вершины холма, открывается вид на старинные посады, красующиеся то там, то здесь колокольни, на дорогу, по которой тянется нескончаемый поток машин.
Не только лавра влечет туристов. Уютные улочки древнего Загорска, живописные уголки городского парка милы и притягательны. В любое время года — ослепительной ли зимой, янтарной ли осенью — увидишь здесь людей разных возрастов с этюдниками, планшетами, альбомами, и подчас кажется, что нет другого города, где профессия художника была бы так распространена, популярна, как в Сергиевом Посаде. Живописцы со времен великого Рублева (в Троице-Сергиевой обители им написана гениальная «Троица») тут в особом почете.
Большая, просторная мастерская с верхним северным светом, льющимся в широкие окна. Два мольберта, большой и малый, всегда «заряжены» холстами. Каждый видит этот город по-своему. По-своему видит родной город и Иван Тарасович Сандырев.
Стоит он посреди мастерской, плотный, коренастый, пятидесятилетний, румянец здоровья во всю щеку, открытый взгляд голубых глаз. Биография его без затей, но выразительна: сын рабочего, окончил МХИ им. В.И. Сурикова, учился у выдающегося советского живописца, корифея монументальной живописи Дейнеки. Пережил увлечение искусством Петрова-Водкина. В полной мере постиг пластически совершенные, психологически утонченные образы Венецианова. Обогатил себя преданной любовью к древнерусской живописи.
В том, что в Сергиевом Посаде вырос и возмужал такой самобытный художник, как Иван Тарасович, нет ничего удивительного: семя таланта попало в плодородную почву. Семь веков отечественной истории и искусства коренятся здесь, постоянно питают дух, хранят чувство прекрасного. И поэзия старинного русского быта постоянно с художником.
Традиционные, столетиями кристаллизовавшиеся формы Сандырев воспринял не столько из книг и почтительного знакомства с музейными коллекциями, сколько в живом общении с мастерами — искусными продолжателями местных старинных народных промыслов.
Взять хотя бы издавна знакомую посадским мастерам «выжигу». Это шкатулки, стаканы для карандашей и кистей, с прочерченными раскаленной проволокой силуэтами лаврских архитектурных шедевров и поверх прорезей украшенные темперной росписью. Сандырев по-своему применяет эту технологию. У него масштаб монументалиста.
Раскаленным электродом выжигает он рисунок на деревянных щитах, а затем темперными красками прокладывает цвет, «лепит» образы. На этом этапе испытывает наибольшие трудности. Тонкое темперное письмо неизбежно вступает в противоречие с резкими черными угольными линиями выжиги. Однако мастер извлекает из этого впечатляющий эффект: обобщенный, почти знаковый рисунок и тонкие, исполненные лирического чувства живописные нюансировки в разработке цвета. Контраст, дарящий новое эстетическое качество.
Первая большая работа в новой технике была осуществлена Сандыревым во Дворце спорта уральского города Асбест.
Весенний луг в цветах, сад, озеро, и на озерной глади серп луны… Девушки, русские красавицы, павами плывут в хороводе, молодые женщины собирают краснощекие яблоки… Декоративно-монументальные росписи, плакаты СССР украшают один из интерьеров международного аэропорта Шереметьево, ресторан «Золотое кольцо» в Сергиевом Посаде.
Сандырев чрезвычайно взыскательно относится к своей работе. Пишет много, упорно, истово. Его картины сложны по построению, многоплановы. Все, что он делает, когда-то пережито, прочувствовано, обдумано и теперь увидено мысленным взором. Явления нашей действительности, народная жизнь, вековые обычаи, дорогие сердцу русские люди — вот что привлекает внимание художника.
В работах мастера нет обыденности. Привычное, повседневное в них приподнято, романтизировано. Пластически совершенно написаны фигуры трех девушек в картине «Выходной день». Сферична и оттого особенно наполнена композиция полотна: три фигуры, взятые в сложном ракурсе, круглый столик с букетом, корпуса птицеграда за окном, вдали, образуют содержательную пространственную систему. Красноречив, полнозвучен колорит полотен.
Исполненная задушевности, лирики картина «Северная песня» заключает в себе глубинное понимание и самобытное выражение русского декоративизма. Музыкальность, ритм композиции, цветовая полифоничность «Северной песни» основаны на глубине освоения национального живописно-пластического наследия.
Наше время требует от художника значительных мыслей, самосовершенствования, требует искусства высокого стиля. Как же не вспомнить такое выразительное произведение Сандырева, как «Золотая свадьба». Не бытовые детали, не костюмы, не нюансы чувств, испытываемых собравшимися, а идея большой сплоченной русской семьи в первую очередь занимала мастера. Золотой осенний колорит картины символизирует здесь полувековой юбилей, драгоценность человеческой верности. Зрителю предоставлена возможность видеть как бы идею протяженности жизни, любви: дети, внуки, правнуки, невестки, зятья вместе, в семье, тесно сплочены вокруг почтенных стариков, сидящих по обычаю во главе стола.
Метафоричность мышления — органическое свойство всего искусства Ивана Тарасовича. Его пафос, герои его картин создаются темпераментно и с точной мерой обобщения, призванного кристаллизовать типичные характеры и яркую фактуру, нравственный и физический идеал, сродство людей и природы, помогают в полной мере насладиться духовной статью, своеобычной красотой и недюжинной силой человека.