Утерянное полотно Тернера, «Восходящий шквал», найдено спустя полтора столетия!
В мире искусства случилось событие, которое достойно сравнения с археологическим открытием века. Спустя 150 лет после исчезновения, найдена одна из первых масляных работ великого британского живописца Уильяма Тернера — картина «Восходящий шквал» (The Rising Squall).
Этот штормовой пейзаж, написанный в 1792 году, когда Тернеру было всего 17 лет, долгое время считался утраченной. На полотне изображён источник Хот-Уэллс в Бристоле, один из символов английской курортной культуры XVIII века. Фон — буря, бушующая над рекой Эйвон, клубящиеся облака, стремительное небо и сверкающие воды — всё это написано рукой юного художника, уже предвосхищающего собственный гений.
Картина впервые была представлена публике в Королевской академии искусств в 1793 году, когда Тернеру исполнилось 18. Это был его дебют в масляной технике. Однако, после последней известной выставки в Австралии в 1858 году, «Восходящий шквал» исчез из поля зрения искусствоведов. Долгие годы считалось, что работа утрачена безвозвратно и даже была забыта. И вот — сенсация: полотно всплыло в частной коллекции, причём владельцы даже не подозревали о его истинной ценности.
По словам сотрудников аукционного дома Sotheby’s, картина была обнаружена в крайне запущенном состоянии — покрытая слоем грязи и выцветшего лака. Ранее считалось, что это работа другого художника конца XVIII века — Филиппа Жака де Лютербурга, эмигранта из Франции, под влиянием которого формировался юный Тернер. Именно в его студии Тернер провёл много часов, наблюдая, как создаётся драма света и тени.
Невероятный поворот произошёл в 2024 году. Во время реставрации была обнаружена подлинная подпись автора.
Иконография картины оказалась также знакома: композиция основывается на раннем карандашном наброске из альбома Тернера и его акварели с видом на Хот-Уэллс со скалы Сент-Винсент — именно там, где сегодня возвышается знаменитый подвесной мост Клифтон. Живопись наполнена предчувствием грозы: воздушные массы давят на горизонт, река кипит, а в центре — дом Хот-Уэллс, как центр притяжения среди стихии.
Что делает «Восходящий шквал» особенно важной находкой — это её техника. Тернер, ещё подросток, писал маслом почти как акварелью, нанося тончайшие слои краски, играя с прозрачностью и светом. Позднее именно эти принципы станут основой его революционного подхода к живописи, где свет становится самостоятельным героем, а форма растворяется в атмосфере.
История картины также связана с человеком, который сыграл ключевую роль в жизни Тернера. Первым владельцем полотна стал преподобный Роберт Никсон — священник и клиент парикмахерской отца Тернера. Он увидел в юном художнике талант и убедил Тернера перейти от акварели к маслу. И как оказалось — не зря.
Теперь «Восходящий шквал» готов вернуться к публике. С 28 июня по 1 июля 2025 года его выставят в Лондоне в доме Sotheby’s, где каждый сможет взглянуть на работу, написанную в момент, когда история живописи совершила едва заметный, но судьбоносный поворот. Оценочная стоимость картины составляет 300 тысяч фунтов стерлингов (32 млн рублей). Символично, что это произойдёт в год, когда мир отмечает 250-летие со дня рождения Тернера.