От музыки до графического дизайна: как все начиналось
Наталья Тарасова, в настоящем успешный веб-дизайнер, с трепетом вспоминает начало профессионального становления, когда она была пионистом, исполнителем и концертмейстером. Уже на тот период позади были несколько конкурсов, побед и иных достижений. Творческая составляющая продолжала свое развитие в личности будущего дизайнера, когда Наталья попробовала себя в живописи. Данный процесс охватил собеседницу, возникла мысль о обучаться дизайну.
Выбор девушки пал на НИУ МИЭТ. Поступив на графическое отделение, Наталья училась одновременно на двух факультетах: графическом и промышленном дизайне.
Пояснение:
графический дизайн — создание упаковки, рекламы, логотипа, журнала или книги и т. п.
промышленный дизайн – создание широчайшего круга объектов, от домашней утвари до высокотехнологичных, наукоёмких изделий.
Первым рабочим местом в качестве графического дизайнера стало государственное учреждение «Доброволец», где основными обязанностями стали оформление интерьеров и разработка внутренней и внешней рекламы. Переломный период произошел, как утверждает сама Наталья, когда «Параллельно друзья предложили мне попробовать себя в веб-пространстве. Я отнеслась к этому довольно серьезно, не планировав при этом переходить туда». Следующие три года Наталья занималась графическим дизайном, уделяя немного времени веб-дизайну.
Смена парадигмы: переход в веб-пространство
Поняв, что веб-дизайн получается довольно успешно и перспективно, а в сфере графического дизайна не удалось добиться высоких результатов, таких как, например, в цифровом, Наталья приняла решение о смене рода деятельности. Начав немного «халтурно», как утверждает сама героиня, в 2019 Наталья поняла, что так дело не пойдет и следует активно учиться и самосовершенствоваться. «Мои дизайны, те, что из 2018 года — это просто ужас! Непонятно, как их продавали», — самокритично подчеркнула Наталья.
Раскрытие имеющегося потенциала началось в 2019 году, когда собеседница начала проходить обучение на курсах. «Мне они не подходили, преподаваемая информация была такая же, как в Интернете». Но Наталья и не думала опускать руки и нашла выход, — стала брать уроки у ментеров (- люди с большим жизненным и профессиональным опытом, имеющие ценные знания). «Я находила людей, которые практикуют дизайн, просила их меня научить. Со мной охотно делились знаниями». Наталья быстро включилась, имея большое пристрастие и желание стать лучшей в профессии, она быстро прокачалась и уже в 2019 году устроилась на первую работу в качестве дизайнера в студии Валерия Комягина.
Остановиться или идти дальше?
«Дальше произошло то, что обычно отличает меня от других людей, за счет чего я вообще стала успешной: это определенные черты характера, которые подсказали, что не следует оставаться на работе, где нет развития, нет проектов, чтобы я двигалась дальше». Наталье все время хотелось сложных сервисов, необычных задач, а главное — стремление стать топовым дизайнером (это желание ни на секунду не покидало собеседницу).
Будучи человеком слова, уже через пару месяцев Наташа уволилась и предпочла фриланс. Отвечая на вопрос о том, почему ушла в свободное плаванье, собеседница ответила, что без должного опыта ее не брали на работу. Интересно, что при этом она не бралась за любой заказ, а выбирала только сложные проекты. Удача любит настойчивых, поэтому, спустя некоторое время, Наталья стала Head of design в стартапе Jstick (сервис аналитики продаж на маркетплейсах). Такая деятельность была довольно специфической, но она дала Наталье доступ к тем желаемым сложным сервисам, которые прибавили еще больше сил и энергии амбициозной девушке.
Набираем высоту
В 2020 году Наталье отдали канадский проект, в котором она была в качестве Lead дизайнера в компании Castlelab. Организация на тот момент занималась платформой «My guitar», разрабатываемой для французских заказчиков. «Мы использовали продуктивный подход, который несколько отличается от отечественного. Именно этот проект открыл мне двери во многие компании Москвы».
В 2020 году, будучи уже в Москве, Наталья работала в должности Senior Product designer в компании Authentica, однако с ней отношения не сложились, так как работа шла довольно вяло. «Я бы так очень долго сидела, в тот момент мне казалось, что необходимо работать гораздо интенсивнее, поэтому я ушла».
Наталья попробовала себя в новой ипостаси, став арт-директором. «Мне помог навык того, что я ранее преподавала живопись детям. В 2017 году у меня была своя студия, я организовывала процесс, общалась с арендадателями и родителями, занималась рекламой и , конечно, с детьми». Несомненным достоинством собеседницы является ее подход к подаче учебного материала: сложную информацию о живописи она могла донести простым языком, который понятен детям.
Анализируя деятельность Натальи, стоит отметить, что она является разносторонней личностью, при этом очень скромно упоминая о своих заслугах. Учебная и авторская работа исчисляется многими публикациями, а наименование организаций, в которых девушка преподносила материал, говорит о многом:
Ментор в онлайн-школе дизайна WDI (2019) — сообщество профессионалов, ученики которых работают на Тинькофф-банк, ХоумКредит банк, бюро Горбунова, Студию Артемия Лебедева, Яндекс, ВТБ и так далее;
Автор статей в Medium (2019) — популярная блог-платформа;
Ментор в школе дизайна UpWard Schools (2020) — ученики школы работают для Сбера, Яндекса и других крупных организаций;
Автор учебных материалов на Яндекс. Практикум (2020);
Автор более десятка научных статей: благодаря прошлому опыту, когда Натальей были упрощены знания живописи для обучения детей, она начала транслировать информацию, изложенную простым языком, в цифровой дизайн. «Имеется большое сходство между графическим, интерфейсным дизайном и живописью, в особенности, это касается способа передачи информации. Мой иной взгляд на это привлек внимание РИНЦ и ВАК, поэтому публикации активно принимают».
Куда еще круче
Будучи уже арт-директором, Наталья устроилась в Proscom — компанию, которая создает интерфейсы аналитических систем, мобильные приложения и цифровые сервисы
для государства и крупного бизнеса. В этой организации девушке удалось раскрыть себя на полную мощность, так как по совместительству она была еще арт-директором в НИУ ВШЭ. Подобный симбиоз позволил Наталье создать цифровую экосистему в Вышке, когда «ты не чувствуешь перехода от одного продукта к другому, тебе кажется, что все продукты — единый и цельный организм».
А что еще
Говорить о героине только как об успешном дизайнере было бы довольно узко и однобоко. Вот уже несколько лет Наталья является членом жюри престижного конкурса Рейтинг Рунета, где просматривает топовые работы крупных компаний и раз в год вместе с коллегами определяет, кто из организаций внес наибольший вклад в индустрию.
В текущем 2022 году Наталья собирается выпустить книгу, посвященную UX/UI дизайну для новичков, которая, учитывая грандиозный опыт донесения информации легким и доступным языком, будет настоящим кладезем для будущих специалистов.
Топ 5 вопросов веб-дизайнеру
Мы спросили у члена Союза Дизайнеров России, Натальи Тарасовой несколько быстрых вопросов, которые будут полезными для читателя:
Мы: Какие установки по жизни и девизы сопровождали Вас в течение профессионального становления и пути?
Наталья: Простые и понятные вещи, такие как «меньше бойся и больше делай», «бери больше и кидай дальше», «работай умнее, а не сложнее», помогали мне каждый раз, когда нужен был стимул двигаться дальше, точить свое мастерство и идти напролом к цели. Никогда не бойтесь менять работу и учитесь у лучших.
Мы: Помогли ли в Вашей деятельности знания, которые были получены в ВУЗе?
Наталья: Да, мне очень пригодились эти знания. Там я получила базовые умения работы с композицией, типографикой, графикой, цветоделением. Живописи я тоже обучилась там. Очень много пользы, неочевидной сразу, например, 3д моделинг дал навык работы со светом и ощущением текстуры, пространственного мышления. Все знания из ВУЗа я адаптировала к веб и это, безусловно, ускорило мой рост.
Мы: Понравилось ли Вам работать в иностранных компаниях, если да, то почему? Есть ли какие-то отличия от деятельности отечественных организаций?
Наталья: Мне понравилось работать с Сastle.lab. Именно там я увидела силу менеджмента, это меня вдохновило развиваться в этом направлении. Так я стала лидом/артдиректором, потому что организация процесса и взаимодействие с людьми — это отдельное искусство. Отличие было именно в том, что каждый на своём месте и никто не переступает должностные обязанности: во-первых никаких переработок, во-вторых, я не могла брать на себя работу других отделов, например, графического дизайна.
В России я могу брать на себя любую работу если считаю, что это необходимо и я сделаю лучше другого. Как и переработки, у нас это воспринимается «на ура». За рубежом можно услышать фразу от менеджера: «Ты ответила не в рабочее время, ты точно не перерабатываешь?».
Но не все так радостно. У меня есть противоположный опыт работы с иностранным стартпом, который не считал нужным внедрять agile процессы, нормировать трудозатраты, так как считал, что работа должна быть по искренней вовлечённости и любви к продукту. Возможно специфика стартапа, а может — отсутствие профессионализма.
Касательно дизайна, зарубежный дизайн — это скорее решение бизнес задачи интерфейсным путем, то есть — это анализ метрик, постоянное общение с пользователями и тестирование. В России такое могут позволить себе только крупные компании. Большинство хотят от дизайнера только интерфейс. Представителями пользователей становится бизнес и общение только с ним. Такое за рубежом встретишь редко.
Мы: Поделитесь планами на будущее.
Наталья: Основной план — отдавать накопленные знания и приобретать новые. Я постоянно учусь. Сейчас думаю пойти дальше в НИУ МИЭТ. Знания в смежных областях дают возможность увидеть цифровой дизайн иначе. В этом отношении мне нравится пример Сергея Гурова. Его иной взгляд на дизайн даёт отличительные и продуктивные результаты.
Мы: Какие советы дали бы Вы начинающим специалистам?
Наталья:
— сначала попробовать самим сделать копию любого интерфейса. Очевидно, что круто не получится. Задача — научиться программе figma на элементарном уровне;
— потом идти учиться на курсы. Не обязательно выбирать дорогие. Можно найти простые, не именитые. Предварительно почитать о них и пообщаться с теми, кто уже там обучился;
— после курсов только менторинг. Это может быть лид с работы в случае, если он действительно обучает. Но так бывает не всегда. Поэтому можно поинтересоваться у экспертов, не хотят ли они передать знания;
— четко знать, чего хочется, и в чем выражается желанный результат. Идти к этим целям, меняя работу, если это необходимо. Никто в дизайне не смотрит на исписанную трудовую книжку. Смотрят резюме, а там можно писать только значимый опыт, а не все пробы в компаниях;
— не забывать что помимо soft и hard скиллов, есть ещё и внутренние качества. Сила характера решает личный успех, а человечность помогает быть хорошим лидом.
Автор статьи:
Быховская Анастасия