Бруно Карузо родился 8 августа 1927 г. в Палермо (Сицилия, Италия). Бруно Карузо принадлежит к поколению художников, сформировавшемуся после второй мировой войны. Детство и юность его прошли на Сицилии на фоне мрачного периода фашистской диктатуры. Нищета, массовая безработица, коррупция — такова была действительность юга Италии в первые послевоенные годы.
Окончив университет в Палермо и получив диплом художника-дизайнера, он в 1946 г. (сразу после освобождения Италии от фашизма) переезжает в Милан, где зарабатывает на жизнь работой в газетах и журналах, пробуя свои силы в области графического дизайна. Первые годы жизни Карузо в Милане совпали с общим подъемом в стране, когда в Италии рождалась новая культура. Реалистическое направление в искусстве (1946-1956) стало общим для итальянской литературы, изобразительного искусства, театра, кино. В это десятилетие сформировалась гражданская творческая позиция целого поколения художников, многие из которых были непосредственными участниками борьбы за освобождение страны от фашизма. Это бурное время стало хорошей политической школой для молодежи, которая делала в искусстве еще первые шаги.
В 1948-1953 гг. он посещает крупнейшие художественные музеи Парижа, Вены, Лондона, Праги, Берлина, знакомится с европейскими собраниями графики. В ряде ранних рисунков 1948-1953 гг. таких, как «Девушка на вертящемся стуле» (1948), «Кричащая из окна женщина» (1949), видна увлеченность Карузо рисунками Леонардо, Мантеньи, Пикассо, Энгра. Эти работы были показаны на первых персональных выставках в Палермо (1952) и Риме (1953). Совершенствуясь в композиции, он работает над выразительностью всех его компонентов: плавностью линии, отточенностью штриха. Гораздо более реальны по манере исполнения работы этого же времени, выполненные во время поездок на Сицилию.
Карузо не довелось участвовать в боях за освобождение Италии, но ненависть к фашизму навсегда становится основой его политических и творческих убеждений. В 1949 г. им была исполнена серия из двенадцати акварелей «Германия — превыше всего». В этом цикле рассказывается об ужасах, которые принес фашизм Германии и всему человечеству.
Карузо сотрудничал с несколькими итальянскими газетами — «Унита», «Ринашита», «Вие нуове», «Сичилия», — охотно откликаясь на события политической и культурной жизни страны острой карикатурой или злободневным шаржем. В 60-х гг. он принимал активное участие в издании журнала «Time». Карузо щедро наделен литературным даром. Он автор текстов и рисунков к политическим памфлетам, критических статей о проблемах искусства Италии. Карузо превосходно знает историю Италии, ее культуру и обычаи. Его многогранная творческая индивидуальность не ограничивается лишь сферой изобразительного искусства.
С 1959 г. Карузо жил в Риме, где встречался и работал с известными людьми: писателями, поэтами, журналистами, художниками. Его близкими друзьями стали известный публицист Леонардо Шаша и писатель Элио Витторини, поэты-антифашисты Сальваторе Квазимодо и Марио Де Микели. С ними его связывают глубокое единство взглядов, раздумья о будущем Италии и ее народа. Его мысли об искусстве, культуре, политике, разоружении, политическом терроризме‚ о судьбах молодого поколения изложены в его комментариях к рисункам, статьях. Поэтическая сторона таланта Бруно Карузо тесно связана с понятием «impegno», то есть добровольно принятых на себя гражданских и морально-политических обязательств художника. Выбор своей идейной и творческой позиции он сделал еще в юности, твердо идя по избранному пути — быть честным в своем искусстве.
Бруно Карузо совершает несколько поездок на Сицилию. Карандашные зарисовки, рисунки тушью и акварелью не объединены в серию, но посвящены одной теме — событиям жизни простого человека (рисунки «Крестьянин» (1957), «Землю крестьянам» (1957)‚ «Занятие пустующих земель» (1957), офорты «Ловцы мидий» (1956), «Ловля раков» (1952). Это работы уже зрелого мастера, человека со сложившимися убеждениями.
В 1962 г. Бруно Карузо становится участником прогрессивного художественного объединения «За и против», в которое объединились живописцы, графики, скульпторы У.Аттарди‚ Л.Веспиньяни, Дж.Гверрески, Дж.Вальери, Э.Калабриа, П.Гуччоне, Б.Канова и др. Это был период обострения противоречий итальянского капитализма, разобщенности демократических сил, спада рабочего движения, начала активного вторжения американской культуры в Италию. В литературе и искусстве рубежа 1950-1960-х гг. звучали ноты сожаления об ушедшем в прошлое героическом времени антифашизма. Поиск эмоциональной выразительности изобразительного языка, глубокого психологического содержания становится главным в творчестве Бруно Карузо. Художник принимает активное участие своими работами в выставках «Памяти Сопротивления» (1963) и «Искусство против мафии» (1964).
В 1955-1960-х гг. Карузо совершает путешествие в страны Западной Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока. Его размышления и чувства воплощаются в графических сериях «Железный кулак» (1963), «Бумажные тигры» (1963), «Мир на земле» (1963), «Рука человека» (1964). На основе этих рисунков он создает четыре книги, живо и остроумно написав к ним текст. Серия «Железный кулак» состоит из шестидесяти пяти рисунков акварелью и тушью. В ней рассказывается о судьбе итальянского народа и народов капиталистических стран. На рисунке «Родина — прежде всего!» изображен рабочий в самодельной шапке, сделанной из газеты. На ее отвороте отчетливо читается заголовок передовой статьи из авторитетной миланской газеты об итальянском «экономическом чуде». Испуганное лицо сицилийского рабочего в нелепом наряде — образ, полный иронии и гротеска. Тот же сюжет Карузо повторил позднее, изменив название газетного заголовка: «Сицилия — НАТО» — написано на шапке рабочего. Это рассказ о превращении острова в базу для размещения американского ядерного оружия. Полон горькой иронии, за которой скрываются серьезные раздумья о судьбе своей родины, рисунок «Посетите Сицилию — землю вечной весны!». На нем изображен рабочий, грудь которого пробита пулей террористов. Гримаса гнева, отчаяния исказила его лицо. А над ним распростерты плакаты, повествующие о красотах природы острова, зазывающие богатых туристов с континента. Рисунком «Куплю все» художник высмеивает продажность католического духовенства Италии.
Рисунок Карузо всегда связан с серьезной предварительной работой, художник не склонен к импровизации. Карузо любит создавать графические циклы, предваряя их окончательное решение в эскизах, набросках, зарисовках. Лаконичность композиции рисунков, четкая градация черного и белого цветов, выразительный силуэт беглого рисунка, — этот небогатый арсенал художественных средств делает их почти плакатными. Иносказательный язык его произведений всегда наполнен большим социальным содержанием.
Впечатлениями от поездки в Соединенные Штаты Америки навеяны рисунки «Бомбовый план» и «Нью-Йорк». Рисунок «Нью-Йорк» снабжен комментариями художника: «Когда на Бродвее пистолетным выстрелом в упор был убит мальчик-негр, никто не оглянулся. Но когда в Далласе погиб один белый, поднялась вся Америка. Но в моем сердце навсегда остался этот мальчик-негр…».
Проблемы, поднятые Бруно Карузо в серии «Железный кулак», нашли продолжение в рисунках из цикла «Бумажные тигры». Бумажные тигры — это магнаты, в руках которых сосредоточены государственное управление, полицейский аппарат, экономика. Книга делится на три главы: «Капиталистический рай», «Земля и луна», «Политика и искусство».
В первой главе книги текст дополняют рисунки тушью, изображающие бизнесменов, имеющих вид окарикатуренных туристов, которые наводнили Италию в шестидесятые годы. Выразительны концовки к первым двум главам книги: руки дельцов, держащие денежную купюру, и руки рабочих, пересыпающие зерна пшеницы. Вторая глава книги посвящена размышлениям художника о борьбе за независимость народов Азии, Африки и Латинской Америки. Лист, на котором изображен голодный ангольский ребенок, сидящий под раскидистым южным деревом, дополняет подпись, текст которой взят из выступления богатого итальянского миссионера, ступившего на землю Анголы и пораженного не нищетой ее населения, а экзотикой природы. Рисунок «Техас. Иллюзион дядюшки Тома» рассказывает о неприкрытой политике расизма в Америке. В главе «Политика и искусство» Карузо призывает художников встать перед выбором «за или против».
Человек и капиталистическое общество — таков лейтмотив многих произведений Бруно Карузо таких, как рисунки «Да и нет» (1954), «Лежащий» (1955), в офортах «Уволенный» (1952), «Безработный» (1958), рисунки из серии «Зоологические сады» (1953-1958): «Зоопарк виллы Джулия», «Скамья виллы Джулия», в которых маленькие человеческие фигурки изображаются художником на фоне больших южных растений или огромных клеток с животными. Контраст ничтожной фигуры человека и огромных ветвей фикуса или драцены, усиливает ощущение человеческого одиночества, беззащитности и обезличенности в большом капиталистическом городе.
Внутренний мир человека, стандартная культура, мышление, вкусы, привычки в обществе — эта тема наиболее полно раскрывается в серии «Звери» (1960-1967). Серия построена на сплаве реального и ирреального, сатире, игре воображения, иронии, насмешливых парадоксах, дерзких аллегориях. Женщины, ставшие жертвами города, вынужденные продавать себя, — такова тема рисунков «На улице» (1963), «Модель» (1960).
Источник произведений Бруно Карузо – окружающая художника действительность. По складу таланта ему ближе всего область комического, причем в его искусстве находят выражение различные грани комического: и юмор, и сатира, и ирония. Как истинный сицилиец Карузо склонен к шутке. В оферте «Выставка в Гарлеме» (1962) он изобразил преуспевающего художника, ставшего жертвой своих экспериментов в оптическом искусстве. Карузо высмеивает массовую культуру, протестует против рекламы, создаваемой произведениям низкого художественного качества.
В 1967 г. Карузо создал серию офортов «Памяти великих живописцев и рисовальщиков», в которой в шутливой форме выразил свои мысли о значении живописи и рисунка в творчестве великих мастеров всех эпох («Воспоминание о Луиджи Пиранделло», «Марио Фаринелла — солдат с юга», «Поэт Джузеппе Унгаретти»). Это меткие портретные зарисовки, тонкий психологический рассказ о талантливых людях Сицилии, их сложной судьбе. И еще один неожиданный образ в этой серии — философ средневековья, поэт и астроном Авиценна, которого Карузо шутливо изобразил держащимся за луну и парящим над миром. Сицилия в средние века была местом, куда стекались с Ближнего Востока, Византии, западных городов Адриатики научные трактаты, поэтические легенды. В Италии хранится много рукописей Авиценны в латинском переводе. Как и великого Авиценну, Карузо волнуют вопросы человеческого разума, счастья, справедливости. История острова, связь древней культуры и современности — это та реальная действительность, в которой рождаются метафоры художника.
Все увиденное Карузо словно пропускает через призму восприятия своего героя — простого сицилийца, которому не чужды юмор и веселая игра. Поэтому рассказ порой выходит за рамки правдоподобия: в нем многое преувеличено, многое превращено в шутку, комическое тесно переплетается с трагическим. Художник часто варьирует один и тот же сюжет. В рисунках «Между орлом и кроликом», «Мальчик и сокол», «Улица летающих стульев» появляется излюбленный персонаж художника — юный сицилиец. Его большие темные глаза на маленьком скуластом лице полны тревоги и страха.
На рисунке «Сидящий на фоне листовки муниципалитета» изображен рабочий, выражение лица которого говорит о том, что он давно привык к широковещательным декларациям городских властей и не верит им. Герой рисунка «Между орлом и кроликом» — молодой рабочий с черной повязкой на рукаве. Может быть он участник террористической организации, уставший сопротивляться действительности человек, ставший на позиции соглашательства. Этим рисунком Карузо протестует против пассивности молодых сицилийцев, безверия и аполитичности.
Рисунки серии «Воспоминания о Сицилии» выполнены то в суховатой манере пером, то с мягкой размывкой акварелью. Они выразительны, ясны, свободны от усложненности. Художник не стремится создать фотографи-чески точный образ, для него важнее аллегория, символ, который несут в себе его персонажи. Каждый из них может означать и нечто универсальное, когда он размышляет над вечными общечеловеческими проблемами. История и настоящее Сицилии скрещиваются на фоне реального и сфантазированного воображением художника мира. Тема истинной человечности, сострадания и любви пронизывает рисунки серии.
Публицистический характер искусства Бруно Карузо раскрывается и в остросюжетных живописных полотнах «Отдых фавна» (1967), «Метаморфозы» (1972), «Буря» (1972), «Свободная борьба» (1975), графических листах «Последний карнавал» (1969), «Натюрморт» (1971). В картине «Буря» он обращается к традиционной классической композиции триптиха, состоящего из трех частей: «Вещи», «Люди», «Животные». Череп, американский флаг, фашистская свастика, пушечное дуло — это символы агрессии, жестокости, насилия. Все застыло, охваченное тревогой. Внешне статичные, они наполнены внутренним напряжением. Резкое столкновение двух миров, идея революции, очистительной бури, ломающей устои государства, приобретают символическое звучание. Художник не нарушает общей цельности образов. Идейное содержание и смысл изображенного остаются понятными: история продолжается, и главное в ней — борьба.
Бруно Карузо всегда находился в лагере борцов за мир и прогресс. Такая позиция требует от художника большого гражданского мужества. Его произведения демонстрировались на выставках во многих городах мира: в Праге, Братиславе, Брно, Берлине, Токио, Париже, Лондоне. За свою деятельность Бруно Карузо был удостоен многих наград в Италии и за рубежом: например, «La medaglia d’oro cultura» Президента Италии в 2002 г., а 2003 – «Premio Archimede». Университет города Палермо присвоил Карузо почетную степень в области литературы и философии в 1986 г.
Хотите сделать самый оригинальный подарок своему начальнику или коллегам по работе? В интернет-магазине http://emprana.ru/collections/biznes-kollekciya Эмпрана вы сможете найти подарки-впечатления, которые по-настоящему смогут удивить, порадовать и подарить огромное удовольствие.