Суреш Натараджан (Suresh Natarajan) родился на юге Индии в штате Керала. Он иммигрировал в Канаду в 1985 году. В Торонто учился в Ryerson University. Прежде чем он снял свой первый короткометражный фильм «Лепестки», Натараджан работал помощником режиссера в двух крупных индийских художественных фильмах, а также в одном английском. Фильм «Лепестки» имел большой успех, был представлен более чем на 35 международных кинофестивалях по всему миру. В 2001 году Натараджан был признан одним из лучших молодых режиссеров Канады.
Но в этой статье будет представлен другой аспект его творчества – фотография. Суреш Натараджан – один из ведущих фэшн-фотографов. В работах Натараджана противоречивое отношение к женщине в Индии уступает место восхищению ее многогранностью. Современная индийская женщина – это уже не человек второго сорта, рассматриваемый как предмет домашнего обихода, рожающий угодных сыновей и неугодных дочерей. Индианкам во всей стране невозможно приписать одни и те же черты: вся многовековая история вложила в них такое хитросплетение религии, традиций, обычаев, культуры, что женщины на юге Индии и на севере различаются как небо и земля, это отражается на положении в семье и на всем ее облике. Как известно, индуистское общество отводит более унизительное место женщине, чем, например, общины буддистов, христиан и джайнов: там женщины могут получать образование, имеют право выбора вероисповедания, а также свободу в общественной жизни.
У людей запада всегда вызывает восхищение, как индийская женщина, задрапированная в сари, горделива. Этот древнейший вид одежды сейчас носят более 300 миллионов женщин, а ведь первые упоминания о нем относят к периоду между 2 800 и 1 800 гг. до н.э. (слово «сари» произошло от слова «сати», что на санскрите значит «ткань»). В древнем индийском эпосе ткань – это создание Вселенной. В сари скрыто много сакрального смысла, поэтому индианок в некотором смысле оскорбляет, когда европейские женщины неуклюже пытаются носить сари, думая, что оно сделает их более изящными. По сари можно определить, в каком регионе проживает женщина, ее касту и религию. Существует много видов сари: закрывающие только нижнюю часть тела или завязывающиеся под грудью, тщательно скрывающая ноги или только голову и тело до колен, «дхоти» — оборачивается вокруг каждой ноги (сейчас носится только мужчинами) и так далее.
Если вы по-настоящему любите искусство во всех его проявлениях, а в частности живопись, то вам наверняка станет интересен сайт Капля Света. Здесь вы сможете узнать всё о самых разных художниках и их произведениях. Альбрехт Дюрер «Меланхолия», картина Крик Эдварда Мунка и многое-многое другое.
Правильно носить сари настоящее искусство. Прежде всего, надевается нижняя юбка и безрукавка (шоли), живот оставляется открытым. Затем сари, изготовленное из цельного куска ткани, драпируется (интересно, что изначально в индуизме тронутая иглой одежда считалась нечистой). Драпировка – самый главный момент, где следует соблюдать точность и последовательность: конец сари закрепляется на юбке, затем ткань оборачивается по фигуре. Силуэт сари зависит главным образом от складок, которые драпируют спереди: их делают шириной 2-10 см и закрепляют на юбке. Оставшуюся часть ткани (палау) проводят под правой подмышкой, накидывают на левое плечо; этой частью можно покрыть голову при необходимости. Сейчас сари можно закреплять булавкой на безрукавке. Ступни женщины обязательно должны оставаться открытыми, но слишком короткое сари считается признаком дурного вкуса.
Сари изготавливают из шелка, хлопка или блестящего полиэстера; они могут быть однотонными, с минимальным орнаментом или полностью покрытыми узором. Праздничные сари потрясающе великолепны: они украшены серебряной или золотой вышивкой. В качестве орнамента нередко выбирают изображение слона (символизирует королевскую власть и силу), рыбы (связано со сверхъестественными способностями), манго (плодородие) или раковины (символизирует божественные звуки).
Цвет имеет не меньшее значение: желтый цвет связан с религией и аскетизмом; черный надевается очень редко (считается знаком плохого предзнаменования); голубого цвета избегают представители высших каст, потому что исторически он считается цветом касты ремесленников, крестьян, ткачей (каста шудр); зеленый считается цветом мусульманской общины (но в некоторых регионах такой цвет одевают на свадьбу); белый носят вдовы – это цвет траура; красный цвет наиболее распространен для свадебного одеяния, к тому же красный является цветом касты кшатриев (благородных воинов).