Археологические раскопки показывают нам пример первого городского пейзажа: в 1997 году в развалинах терм римского императора Траяна (чье строительство относится к I в. н.э.) исследователи обнаружили фреску размером в 10 кв.м., изображающую портовый город с высоты птичьего полета. Является ли это изображение реальным портом или вымышленным, до сих неизвестно. В средние века городской пейзаж вводился в сюжет картин как фон для портрета или полотен на библейские темы. В XVI-XVIII вв. карты и планы городов отпечатывались в гравюрах и офортах.
Лукас ван Фанкельборх. Весенний пейзаж (1587 г.)
Гарсиа Фернандес. Святые мученики в Лиссабоне (1530 г.)
В серединеXVII в. в Нидерландах жанр городского пейзажа стал самостоятельным. Посмотрите, как точно Ян Вермеер передал портрет города Делфта. Облик таких городов, как Амстердам, Харлем и Гаага также были запечатлены на бессмертных полотнах голландских мастеров. Вслед за ними последовали и художники из других европейских стран.
Ян Вермер. Вид Делфта (1660-1661 гг.)
Ян Вермеер. Маленькая улица (1657-1658 гг.)
Джованни Антонио Каналь (известный как Каналетто). Гранд-Канал и церковь Салюте. Венеция (1730 г.)
Франческо Лаззаро Гварди. Площадь Святого Марка. Венеция (около 1775 г.)
Томас Коул. Былое (1838)
Альберт Бенуа. Владимирский дворец в Санкт-Петербурге (1870-е гг.)
Эдуард Гартнер. Рыночная площадь возле церкви Святого Николая в Генте
Альберто Пазини. Каир
В конце XIX в. импрессионисты сосредоточились на атмосфере и динамике городской повседневной жизни. Уютные кафе, красочные улицы с прохожими, пригородные и промышленные районы, строительные площадки стали предметом для пленэрной живописи художников.
Людвиг Мунте. Дюссельдорфский городской театр (1891 г.)
Камиль Писсаро. Улица Сент-Лазар (1893 г.)
Альфред Сислей. Мост в Сент-Маммес (1881 г.)
XX в. стал временем абстрактного, концептуального искусства и жанр городского пейзажа преобразился, получил новые формы. В СССР большое внимание уделялось индустриальному пейзажу; в стране, где полным ходом шла «всесоюзная стройка», реализм заводов и высотных зданий был частью пропаганды.
Анатолий Акиимович Ненартович. Прокладка газопровода (1959 г.)
Эдвард Хоппер. Совы (1942 г.)
Ричард Эстес. Мэдисон-Сквер (1994 г.)
Как бы то ни было, городскому пейзажу трудно существовать без изображения людей. Даже незначительные фигуры делают пейзаж живым, динамичным, сюжетным.
Ли Чинг-Че
Ли Чинг-Че
Ли Чинг-Че
Ли Чинг-Че
Ли Чинг-Че
Ли Чинг-Че
Ли Чинг-Че
Ли Чинг-Че
Ли Чинг-Че
Ли Чинг-Че