История создания, описание и сочинение по картине «Неравный брак» русского художника Василия Пукирева.
Кто написал картину «Неравный брак»
Автором картины является известный русский художник, живописец, мастер жанровой сцены Василий Владимирович Пукирев (1832-1890). На счету художника немало настоящих шедевров живописи — «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда», «Сбор недоимок» и другие, но главным шедевром Василия Пукирева является картина «Неравный брак».
«Неравный брак» история создания картины
Картина была написана в 1862 г. Холст, масло. Размеры: 173 × 136,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Василий Пукирев написал картину после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1863 году он представил картину на академической выставке. Работа настолько поразила зрителей, что за неё он был удостоен академика Императорской Академии художеств.
Для того времени сюжет картины являлся очень актуальным. Браки, которые совершались с большой разницей в возрасте, зачастую исходя только из материальной выгоды и нередко против воли молодых девушек, были частым явлением. В середине XIX века данный вопрос стоял остро и осуждался многими современниками.
Не потеряла актуальности картина и сегодня. Хотя в наше время крайне редки и зачастую не на слуху являются браки, которые осуществляют помимо воли невесты, однако браки с большой разницей в возрасте, которые явно был заключены только с целью наживы и обогащения, продолжают оставаться актуальными и, пожалуй, будут оставаться таковыми, пока миром правят деньги и люди их имеющие.
«Неравный брак» описание картины
На картине мы можем увидеть таинство венчания (обряд венчания) или по простому — церковный обряд бракосочетания. Таинство происходящего подчёркивает полумрак церкви и яркий луч солнца, пробивающийся сквозь окно. Свет выхватывает из полумрака престарелого жениха и совсем молодую невесту, а также священника. Остальные персонажи находятся в тени. Характер работы ясно показывает отношение к происходящему самого художника.
Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид — всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.
Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать. Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги.
У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.
Сгорбленный священник также не может противостоять неравному браку. Несмотря на то, что брак должен осуществляться между любящими друг другу сердцами, он вынужден надеть кольцо на палец девушке, благословить мужа и жену на «счастливую» совместную жизнь.
Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста.
В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему.
В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.
Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль — сам Василий Пукирев. Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.
«Неравный брак» сочинение
Картина «Неравный рак» написана русским художником Василием Пукиревым в 1862 году. Шедевр русской живописи сегодня находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. На этой картине автор изобразил быт и нравы своего времени, к которым относился с осуждением.
В XIX веке не редки были случаи, когда небогатые родители находили для своей невесты богатого жениха, который мог быть гораздо старше её по возрасту, в целях поднятия своего собственного благосостояния и положения в обществе.
На картине мы видим процесс таинства венчания в церкви. Престарелый жених берёт в жёны совсем юную девушку. Невеста, которая чувствует себя обречённой на супружескую жизнь с человеком, к которому не испытывает никаких чувств, выглядит опустошённой. Она безвольно поднимает руку, чтобы священнослужитель надел на её палец кольцо. Вторая рука со свечой поникла. Рядом стоит жених, будущий супруг, за которого её отдали против воли.
Старик одет «с иголочки». С надменным и строгим видом он смотрит на свою невесту, требуя тем самым беспрекословного подчинения. Он чувствует себя хозяином положения, которому никто не может сказать слова против.
В центре картины три фигуры — жених, невеста и священник. Фигура священника в контексте сюжета так же важна. Исподлобья он смотрит на бедную невесту, опустившую глаза. Он сочувствует заплаканной девушке, но ничего не может с этим поделать. Здесь уже всё предрешено и никто не сможет помешать происходящей несправедливости.
Не меньший интерес вызывают фигуры, которые находятся за спинами венчающихся. По левую сторону стоят представители жениха. Военный с любопытством и улыбкой рассматривает молодую невесту. Рядом стоит старая женщина — сваха. По правую сторону стоят представители невесты. У всех на лице написано недовольство тем, что происходит. Они демонстративно отворачиваются от сцены и хмурят брови, выражая своё несогласие и возмущение. Самый крайний мужчина справа — автопортрет самого Василия Пукирева. На картину самого себя он поместил, чтобы показать личное отношение к тому, что в его время царят такие нравы, которые противны здравому смыслу и всему человеческому.
Картина заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать невесте. Участь её предрешена. Теперь она будет вынуждена жить с человеком, которого не только не любит, но может даже ненавидит. Совсем в молодом возрасте она мечтала о высокой и искренней любви, счастливом браке, детях от любимого мужа, но всем её планам теперь просто не суждено сбыться, так как за неё её судьбу решили родители и тот человек, что стоит рядом и обладает большим влиянием.
Василий Пукирев своей работой в очередной раз указал на недостатки общества, и сделал ещё один шаг к тому, чтобы этот пережиток прошлого стал мало-помалу исчезать из культуры и обычаев в России. Невеста — это символ несправедливости, тот, чей образ должен указать людям на уничижительное отношение к женщинам, чтобы таких, как эта бедная девушка, больше никогда не было.
Хорошая картина, красивая и со смыслом. Вот такой живопись и должна быть, не каля-маля, а чтобы оторваться нельзя было и задуматься хотелось.