Навык рисования развивается в человеке с самого детства, когда он впервые берет в руки карандаш. Он может остаться на низком уровне навыка в течение всей жизни, а может развиваться, если добавит в процесс обучения теоретическую часть.
Одна из самых популярных тем в искусстве – человек. Смотря на полотна великих художников, можно проследить эволюцию моды, ценности и идеалы тех времен. И главное – торжество личности. Недаром самая известная картина в мире – это “Мона Лиза” Леонардо да Винчи. В ней скрыто множество загадок, одна из которых – реалистичность этого портрета.
Итак, чтобы написать академически верный портрет, нужны: листок бумаги, карандаш средней жесткости (HB) и ластик. HB или твёрдо-мягкий карандаш является оптимальным вариантом для начинающих художников. Со временем, обуздав навык штриховки, можно будет играть с интенсивностью линий.
Совет: можно надеть на руку полиэтиленовый пакет или подкладывать лист под неё, чтобы не размазать получившуюся штриховку.
Базовые художественные навыки:
1. Сначала нужно разметить лист так, чтобы голова, шея и плечи поместились на нем органично. То есть голова не должна располагаться сильно близко к краю.
2. Затем, согласно разметке, нарисовать некое перевернутое яйцо – голову. А на голове нужно обозначить места будущих глаз, бровей, носа, скул и губ. Голова делится на равные четверти, если лицо рисуется в анфас. Затем нижняя часть делится ещё пополам – это место для губ. Чтобы увидеть место нахождения глаз, нужно верхние две четверти также разделить пополам.
3. Следующий шаг – придание лицу формы и рельефа. Брусочком, сужающимся к переносице обозначается нос. Глаза, нос и брови рисуются схематично, приближенно к будущей форме. Нельзя забывать про уши, верх которых находится примерно на уровне бровей, а низ — на уровне кончика носа.
4. Прорисовывание деталей. Все части лица обретают более осязаемую форму. Рисуются ноздри, губной желобок, форма глаз, губ, ушей, скул. Нельзя забывать, что у глаз есть веки и ресницы, слезный канал, радужка, зрачок и блики.
5. На этом этапе можно стереть наметки и нарисовать шею, которая берет свое начало за ушами.
6. Обозначение теней – под подбородком, под скулой, на губах и веках, под носом, под надбровными дугами, на лбу. Нужно определить откуда идёт свет, и наносить тень штриховкой в зависимости от этого.
7. “Надевание” волос на голову. На волосах также есть блики и тени.
8. Добавление деталей по вкусу. В том числе прорисовывание плеч, если они входят в композицию.
Совет: знание теории не освобождает от усердной практики. Тренировка полученных навыков очень важна.
Нет на свете абсолютно идентичных людей, поэтому было бы странно использовать одну и ту же кальку для каждого. Но плюс в том, что её можно менять в зависимости от рисуемого или рисовавшего. Зато теперь каждый, кто обладает базовыми художественными навыками при написании портрета, может создавать невообразимое разнообразие лиц на бумаге.