Ар брют в переводе с французского означает, буквально, «грубое искусство». Сырое, неогранённое. Оно не признаёт общепринятых норм изобразительного искусства. Зачастую оно создаётся психически больными людьми, заключёнными, ведущими затворнический способ жизни люди и т.д. Также произведения стиля ар брют создают медиумы-экстрасенсы, чьими руками якобы водят неведомые существа.
Адольф Вёльфли
Большинство таких творцов, как правило, самоучки, не получившие должного художественного образования — они интуитивно познали свои приёмы и техники. У многих гигантское творческое наследие, сравнимое с таковым у профессиональных художников. Так, Адольф Вёльфли, один из ярчайших представителей стиля ар брют, оставил после себя около 10 000 рисунков – достойный результат, учитывая то, что большую часть жизни он прожил в психиатрической лечебнице и не мог полноценно общаться с окружающим миром. Но его дезинтегрированное воображение работало, и он рисовал, а также писал стихи, прозу, музыку. Разве его нельзя назвать полноценным художником?
Фридрих Шрёдер-Зоннерштерн
Работы ар брюта спонтанны, культурные шаблоны не влияют на них. Правдоподобие? Нет. Живописная перспектива? Нет. Условные масштабы? Нет. Иерархия материалов? Нет. Все законы нарушаются, фантастическое настолько же реально, как и сама реальность, и тесно переплетено с ней. Страшно представить, что творится в голове такого художника, но это «что-то» позволяет создавать удивительные вещи. Их нельзя назвать красивыми с общепринятой точки зрения, но оригинальными, необычными, поражающими – вполне можно.
В англоязычной литературе присутствует другой термин, обозначающий это направление – «искусство аутсайдеров».
Мартин Рамирес
Концепция ар брют во многом сформировалась благодаря двум монографиям – «Художественное творчество душевнобольных», написанная немецким психиатром Хансом Принцхорном, и «Душевнобольной как художник», созданная швейцарским психотерапевтом Вальтером Моргенталером. Монографии заметили сюрреалисты, но главное – их прочёл французский художник Жан Дюбуффе. Он начал активно собирать художественные произведения душевнобольных. Теперь, с 1976 года, эта коллекция находится в Лозанне, и с ней может ознакомиться всякий, кто не пожалеет времени и средств.
Авангардное искусство ХХ века часто вдохновляется ар брют.
Представители: Адольф Вёльфсли (ему полностью посвящена монография «Душевнобольной как художник»), Фридрих Шрёдер-Зоннерштерн, Алоиза, Мартин Рамирес, Огюстен Лесаж, Луи Сутер, Мадж Гилл, Генри Даржер, Рафаэль Лонне, Джудит Скотт и другие.