Знаете чем отличается герой детского фильма от героя взрослого фильма? Тем, в что в тот самый момент, когда в его жизни ничего, ну совсем ничего хорошего не происходит — одни неприятности, он может крепко зажмуриться, произнести шепотом волшебное: «Бите-рите-балтараке» и… увидеть мир преображенным. Увидеть, например, как строгая учительница, только что поставившая ему двойку за сочинение, улыбается и поет развеселую песенку. Или как плывет он по морю на белоснежной яхте. Или как грузовик, увозящий друга, вдруг возвращается вспять. Именно таков Андрюс, маленький герой одноименного фильма, поставленного на Литовской киностудии режиссером А. Араминасом по сценарию В. Пальчинскайте.
Фильм, спектакль, книга, адресованные юным, всегда, как правило, замешаны на фантазии, выдумке, вере в чудесное. Давно замечено, что видеть «небо в чашечке цветка» лучше всего умеют дети и художники. Правда, последние, выстраивая свой мир на экране, сознательно стремятся воплотить в вымышленных образах идеалы добра, справедливости и красоты. И еще они стремятся, обращаясь к детям, мыслить как педагоги или как детский психолог алматы, стараясь научить их правильному восприятию мира. Насколько им это удается? В жизни Андрюса, как и в жизни шестилетнего Бобки из картины «Путешествие в Кавказские горы» (студия «Ленфильм», сценарий С. Кармапиты, режиссер М. Орловский), в общем-то ничего необыкновенного не происходит. Правда Андрюс принимает у себя гостью из Чехословакии — маленькую Яну, а Бобка собирается поехать к отцу, который несет воинскую службу на Кавказе. Но этим юных кинозрителей, конечно, не удивишь: сегодня их дни богаты самыми разнообразными событиями — от прямого телерепортажа из космоса до активных самостоятельных занятий музыкой или спортом. Однако ведь чем-то привлечь внимание детской аудитории необходимо! И тогда кинематографисты раскрывают перед ней мир фантазии.
«…Здесь раскинули владения чудеса и сновидения», — вещает голос за кадром. Андрюс и Яна, блуждая по незнакомому городу, ищут редкостную бабочку-птицекрылку, которой недостает в коллекции дедушки Раупленаса. Чего только нет на экране — экзотические скафандры на головах детей, замысловатые конструкции воображаемого города, реющие в небе пестрые дельтапланы… А ощущения чуда не возникает. «Заученные слова и наклеенные бороды не есть детское искусство, — сказал как-то Маршак. И он же заметил, что ребенку нередко больше по душе обыкновенная папка, которая заменяет ему во время игры коня, нежели дорогая и разукрашенная игрушка. Не случайно эпизод, когда Андрюс, желая порадовать дедушку Раупленаса, протягивает ему обычный листок бумаги с нарисованной на нем птицекрылкой, трогает куда больше, чем красочные музыкальные кадры поисков бабочки в мире «чудес и сновидений».
Природа волшебного, способного пробудить в детях доброту по отношению к окружающим, понимание красоты и неповторимости каждого мгновения жизни, лежит не в режиссерских или операторских изысках, придуманных эффектах, а в подлинном художественном осмыслении, преобразовании действительности. Она там, где Андрюс делится с мамой своим волшебным заклинанием, осознав, что ей грустно. Там, где обыкновенный городской двор благодаря Бобкиной пытливости и воображению становится едва ли не самым интересным на земле Местом.
Любопытно, что само поведение юных артистов перед камерой красноречиво свидетельствует о том, какого качества эпизоды им приходится играть. Насколько естественны ребята из «Путешествия» в уморительной сцене перекраски Бобкиных штанов, настолько же растерянный взгляд у исполнителя роли Бобки, которого создатели Фильма заставляют вглядываться в странные картины за окном поезда, призванные символизировать Кавказские горы. Ну, а взрослые? Сколь органично они существуют в художественном пространстве детского фильма? Увы, и обе мамы героев, и дедушка Раупленас, и военные, приехавшие за Бобкой, уныло похожи друг на друга. Все вместе они напоминают персонажей плохого спектакля для малышей, где царят аляповато-красочный интерьер «безоблачного» детства и сюсюканье, фальшивые интонации. К сожалению, все чаще самыми беспомощными, нелепыми и смешными персонажами картин, адресованных юным, становятся взрослые — учителя и родители. Самокритичность — свойство, конечно, положительное, но не лучше ли демонстрировать его в лентах, взрослым и предназначенных?