Имя знаменитого испанского архитектора Антонио Гауди известно многим. Некоторые (вживую или на фотографиях) видели и его великолепные творения, большинство которых находится в столице Каталонии, Барселоне. Но мало кто знает об этом факте биографии мастера – он происходил из семьи кузнецов. Отец и дед архитектора много работали с металлом, и наблюдавшего за их трудом ребенка всегда восхищала податливость этого материала. Позже Гауди и сам изучал ковку и скобяные работы, что сыграло особую роль в его архитектурном творчестве. Работы Гауди изобилуют великолепными коваными элементами: решетками, перилами лестниц, балконными ограждениями. Может, именно сочетание камня и металла и делает стиль Гауди неповторимым.
Одним из признанных шедевров является усадьба Гуэля, построенная для друга мастера. Ее изюминкой являются кованые ворота (драконовые), проект которых Гауди разработал сам. Идеей послужил один из мифов о Геракле. Ворота представляют собой настоящий шедевр из металла, огромную скульптурную конструкцию, подвешенную на одном лишь столбе. Дракон на воротах, деревце с золотыми яблоками – красоту и изящество этой ажурной композиции невозможно описать. Это еще и сложное инженерное решение: при открытии ворот дракон угрожающе поднимает лапу со стальными когтями.
Из кованого металла, который был его любимым материалом, Гауди сотворил немало настоящих шедевров. Кованые фонари мастера, придуманные еще во время учебы — одна из наиболее заметных достопримечательностей Барселоны. Фирменный стиль Гауди – это отказ от строгости и четкости в архитектуре и любовь к причудливым фантазийным формам. Дворец Гуэля — еще одна прекрасная работа мастера, расположенная в городском центре. Строение щедро декорировано изысканными коваными деталями. Одна из них – великолепная металлическая скульптура в виде орлиного гнезда (эта птица – символ Каталонии). Редкой красоты конструкция, представляющая гнездо, выполнена из переплетенных петель, лент, растительных и животных орнаментов.
Любимый вид декора, художественная ковка, использовалась мастером и в ряде других работ. Помещение Епископского дворца украшено великолепными коваными светильниками в виде венков. Дом Ботинеса окружает оригинальный кованый забор, одновременно и защищающий здание, и не загораживающий вид. В доме Кальвета изумительные образцы ковки были использованы в виде балконных ограждений. Гауди еще раз подтвердил: металл может быть прекрасен!