Главная / Русские художники и картины / Куприн Александр Васильевич — русский художник

Куприн Александр Васильевич — русский художник

Александр Васильевич Куприн родился в 1880 г. в Борисоглебске. Отец его был преподавателем уездного училища. С 1893 г. семья Куприных жила в Воронеже. Здесь Куприн учился; потом нужда заставила его поступить конторщиком на железную дорогу. В эти годы влечение к искусству привело его в вечерние классы Общества любителей художеств. Затем, решив стать художником, он в 1902 г. отправляется в Петербург. Там он учится в школе А.Е.Дмитриева-Кавказского, но в 1904 г. бросает ее и переезжает в Москву. Здесь он поступает в студию К.Ф.Юона. Пробыв в ней два года, Куприн начинает учиться в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В училище он оказывается весьма неуживчивым учеником. В 1908 г. он впервые увидал в частных собраниях московских меценатов новую французскую живопись. Увлекся ею и в том же году начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства. В 1909 г. он участвует в салоне «Золотого руна», где было собрано все то, что создавалось в те годы в Москве под воздействием новейших течений французского искусства. Это не прошло даром для Куприна. В 1910 г. он был вынужден уйти из училища и с тех пор на много лет с головой окунулся в эксперименты. Куприн становится одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет». С 1910 г. почти четырнадцать лет он пишет главным образом натюрморты. Сначала это были кубистические произведения, затем в них постепенно смягчается геометричность форм. Но все это оставалось в пределах программы «Бубнового валета». В 1920 г. он уезжает в Нижний Новгород, где руководит нижегородскими и сормовскими художественными мастерскими. Год возвращения в Москву (1924) оказался переломным для его искусства. Он обращается к реалистическому пейзажу, а в 1926-1930 гг. совершает ежегодные поездки в Бахчисарай, где и пишет свои первые значительные реалистические картины. В 1930-1934 гг. наступает новый период в его искусстве. Художник работает над индустриальным пейзажем, изображая заводы в Днепропетровске и Москве, нефтяные промыслы в Баку. В эти годы он вновь обращается к Крыму, а перед самой войной — к мотивам русской природы. С 1945 г. крымские пейзажи вновь завладевают вниманием художника, и, наконец, в последних своих произведениях он возвращается к индустриальным темам.

Куприн пережил, проверил своими собственными руками, испытал почти все художественные увлечения и манеры, которые в годы его юности смущали души молодых художников. К реализму Куприна привел сложный процесс сложения нового человека и нового художника, процесс слияния творчества художника с общественной и художественной жизнью страны. Неправильно было бы сказать, что Куприн в молодости и Куприн-реалист в пору своей творческой зрелости — это два абсолютно разных художника. Есть определенная система его творческих интересов, которые свойственны были раннему и остались свойственны зрелому периоду его искусства. Это внимание к эмоциональной выразительности цвета, стремление к строгой конструктивности рисунка, острый интерес к ритмической настроенности композиции, в которой раскрывается закономерность строения предметов, пейзажа и т.д. Его творчеству свойственна большая интеллектуальная сила; влюбленный в живую красоту природы, он вдохновляется стремлением проверить разумом свои впечатления, в его искусстве светится огонек творческого, познавательного проникновения в изображаемый им мир.

Еще в годы обучения в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, пораженный новой французской живописью, Куприн с пламенной страстью обратился к поискам открытого чистого звучания цвета. Известно, что в те годы он, например, писал натурщицу чистым желтым цветом. Молодого художника интересовала выразительность колорита. Лаконизм элементарных цветовых сочетаний сменился примерно в начале 1910-х гг. кубистическими увлечениями. Куприна увлекло стремление отыскать в зрительно воспринимаемых формах мира их внутреннюю структуру, открыть в кажущейся случайности внутреннюю закономерность. Так появляются многочисленные натюрморты, которые художник пишет примерно до 1923 г. В них главным оказывается четкое построение обобщенных и геометрических форм. В этих работах господствуют жесткие объемы, подчиненные своей внутренней логике, не совпадающие с формой предметов. Более того‚ художник ставит себе натюрморты из муляжей: он пишет искусственные цветы, модели плодов и фруктов, которые делает сам. Через эти картины проходило, то угасая, то постепенно укрепляясь‚ стремление художника охватить зримый мир не только взором, но и разумом, стремление создать выверенную им самим, а не воспринятую на веру художественную программу.

Куприн Александр Васильевич
Мальвы на черном фоне (1910)
 
русский художник

Обнаженная натурщица с красной ленточкой в волосах и с синим подносом (1910)

 

Пейзаж с горой. Гудауты (1911)
 
 Гудауты. Дома (1912)
 
Натюрморт с хлебами (1914)
 
Натюрморт с кактусом (1917)
 
Натюрморт с трубкой (1917)
 
Натюрморт со шляпой (1917)
 
Древнерусская архитектура. Москва (1918)
 
Москва. Пейзаж с церковью (1918)
 
Сельский домик. Село Зюзино (1918)
 
Большой натюрморт с искусственными цветами, красным подносом и деревянной тарелкой (1919)
 
Натюрморт на круглом столе. Молочник, медный кофейник и красный перец (1919)
 
Натюрморт со статуэткой Б.Д.Королева (1919)
 
Сокольники. Каланча (1919)
 
Чайная лавка (1919)
 
Фили. Кутузовская церковь (1921)
 
Весенний пейзаж. Яблоня весной (1922)
 
Восточный город (1922)
 
Городской архитектурный мотив (1922)
 
Натюрморт (1922)
 
Пейзаж с церковью (1922)
 
Старинный замок (1922)
 
Храм с колокольней у моста (1922)
 
Букет осенних листьев на голубом фоне. Село Крылатское (1923)
 

Крылатское. Группа деревьев (1923)

 

Стремление отойти от отвлеченного геометризма‚ ощутить реальную плоть изображаемой материи обнаруживается в написанном в 1917 г. натюрморте с глиняным кувшином. Линии, плоскости и грани более ранних натюрмортов сменяет здесь ощущение тяжелой весомой массы; форма строится прежде всего с помощью переходов цветовых тонов, и светотеневая моделировка сливается с движением цвета. Такая живопись представляет собой один из наиболее реалистических вариантов творчества «Бубновото валета».

 

Натюрморт с глиняным кувшином и фиолетовой драпировкой на круглом столе (917)

 

В эти годы шел еще один важный процесс. Ко дню переезда Советского правительства из Петрограда в Москву он пишет вместе с А.В.Лентуловым знамя, которое поднимается на здании Московского Совета. В Нижнем Новгороде исполняет кубо-футуристические декорации для постановки в театре пьесы Василия Каменского «Степан Разин».

Ленинский натюрморт (1927)

 

Вторая половина 20-х гг. считается так называемым первым бахчисарайским периодом творчества Куприна. Он пишет в те годы огромное количество этюдов, в некоторых из них мы обнаружим известную случайность композиции, рассчитанную на то, чтобы создать эффект непосредственного взгляда на природу. В них цвет становится динамичным и скользящим, а геометризм рисунка сменяется более быстрым очерком предметов. Разумеется, все эти свойства представляют собой лишь оттенки в искусстве Куприна, сохранявшем свои основные качества — стремление к конструктивности, логической стройности. Наконец, мы увидим в его работах этого времени и постепенно укрепляющееся ощущение внутренней значительности изображаемого мотива природ.

Бахчисарай. Уличка с тремя фигурами (1927)

 

Бахчисарай. Чурук-Су. Полдень (1927)

 

Пейзаж с луной (1927)

 

Вечер в Бахчисарае (1928)

 

Бахчисарай. Вечер. Река Чурук-Су (1930)

 

Бахчисарай. Заброшенная мечеть (1930)

 

Бахчисарай. Полдень (1930)

 

Бахчисарай. Скалы в Русской слободе (1930)

 

Феодосия. Храм XI века (1930)

 

Баку. Вечер в старом городе (1931)

 

В Крыму в эти годы художник пишет свою картину «Тополя» (1927). После ранних натюрмортов Куприна эта картина выглядит настоящим откровением. В ней звучит радостное, взволнованное приятие художником красочной картины природы, захватывающей своей яркой жизнью. Непосредственные впечатления от пейзажа одухотворяют это произведение. После натюрмортов особенно бросается в глаза увлечение художника динамической, движущейся картиной жизни.

Тополя. Бахчисарай (1927)

 

Композиция картины строится уходящими в глубину и вверх ступенями. За мягкими массами зелени первого плана, над тяжелыми геометрическими формами домиков, на фоне гор с их размеренными ритмами, возносятся силуэты тополей. Они вырастают подобно струям фонтана, бьющим вверх, и движение это, теряя силу на излете, завершается мягкими очертаниями вершин, а затем как бы вновь возвращается вниз. Мелкие, дробные пятна облаков вплетаются в эту полную внутренней трепетности картину природы. Куприн с увлечением рассказывает о том, что он увидел в южной природе, учит видеть в ней то, что мог бы не заметить и не почувствовать невнимательный наблюдатель. В его глазах и горы, и тополя, и небо с облаками становятся единой материальной средой, охваченной единой жизнью. И в самой живописи, в приемах письма художник заставляет зрителя воспринять эти свои представления. Верхушки тополей не просто написаны на фоне неба, они окружены массой неба. Мазки красок светлых желтоватых оттенков, которыми Куприн пишет вечереющее небо, обходят вокруг очертаний тополей, как бы описывая их, вмещая в свою среду деревья. Проложенные легкими мазками верхушки тополей кажутся быстро возносящимися кверху, но ниже, к корням дерева, мазки краски становятся густыми и тяжелыми, краска словно стекает вниз, давая возможность в самой фактуре живописи ощутить и прочное строение дерева и эффект взлетающего вверх движения.

Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки (1924)

 

Осенний букет (1925)

 

Сад под Москвой. Руза (1925)

 

Розовые, лиловые и черные цветы на розовом фоне (1926)

 

Кремль зимой (1929)

 

1929 Судак. Гора святого Георгия (1929)

 

Начало 30-х гг. дало совершенно новые темы искусству. На рубеже 20-30-х гг. индустриальная тема привлекает к себе внимание многих художников. Обратились к ним и те мастера, которые в начальную пору своего творчества были связаны с «Бубновым валетом». Куприн обратился в эти годы к индустриальному пейзажу. Из работы над индустриальными пейзажами художник вынес новое идейное начало своего искусства. Работая над этими пейзажами, Куприн оказался в авангарде советских художников, боровшихся за идейную значительность и общественную действенность искусства. Его пейзажи отныне не выглядят частным собеседованием художника с природой. В них звучат мысль и чувства художника-общественного деятеля.

 

Завод под Москвой (1915)
 
Донбасс (1921)
 
Днепропетровск. Металлургический завод им. Г.И.Петровского. Доменный цех (1930)
 
Днепропетровск. Металлургический завод им. Г.И.Петровского-Каупера (1930)
 
Днепропетровский коксовый завод (1930)
 
Баку. Нефтяные промыслы. Вид с моря (1931)
 
Завод «Серп и Молот» в Москве. Мартеновский цех. Литье стали (1931)
 

Московский металлоаффинерный завод (1931)

 

В индустриальном пейзаже утверждается то начало, которое вносит в природу человеческий труд. Перед нами выступает присущее Куприну пристальное внимание к активному человеческому началу в художественном образе. Впечатление от природы становится той живой формой, в которую облекается мысль художника, несущая в себе весомое общественное содержание. Пейзаж Куприна, утверждающий деяние человека, становится документом эпохи индустриализации. В первой половине 30-х гг. художник вновь возвращается к привычным и известным ему бахчисарайским мотивам. Но в этот второй бахчисарайский период мысль, проникающая в жизнь природы, органично сливается с яркостью живого впечатления.

 

Настурции (1930)
 
Зима. Москва (Этюд из окна) (1931)
 
Маневры Черноморской эскадры (1932)
 
Москва. Дом правительства (1932)
 
Уголок Бахчисарая (1934)
 
Вечер в окрестностях Бахчисарая. Пейзаж с луной и тополями (1936)
 

Букет полевых цветов в белой вазе на черном фоне (1939)

 

В 1937 г. Куприн создает свое лучшее произведение тех лет. Это его лучшее полотно — «Беасальская долина»; здесь создается живущий собственной закономерностью богатый и величественный мир природы. В живых, непосредственно, зрительно убедительных формах раскрывается движение внутренних сил природы. Понятно, что эти внутренние силы, которыми полна изображенная в картине природа, принадлежат не столько самой природе, сколько человеку, художнику, который вносит свои мысли и чувства в пейзаж, находя в нем отзвук своим представлениям. Натуральность передачи цвета предметов сочетается со стройностью внимательно проработанной художником единой цветовой гаммы, появляющейся здесь как плод сложной обобщающей работы живописца. Естественность облика природы несет в себе внимательно продуманную и богатейшим образом разработанную систему пространственно-объемного и ритмического построения картины.

Беасальская долина. Крым (1937)

 

«Беасальская долина», по существу, завершила собой все предвоенное творчество Куприна. Уже с конца 30-х гг. он начинает внимательно работать над мотивами среднерусского пейзажа. Они стали главными в его искусстве военных лет, когда он с той же тонкостью и глубиной, как это было в крымских пейзажах, запечатлевает лирическую картину тихого летнего вечера. С новой силой искусство Куприна зазвучало с 1945 г., когда художник вновь обращается к полюбившейся ему крымской природе. На этот раз живописи Куприна все больше становится свойственна сила и строгость обобщающих суждений.

1947 г. — новый этап в его искусстве. Он отмечен двумя большими картинами. Это его «Замерзающее болото» и «Дорога в Беасалы». Творчество художника уже находится на той ступени знания природы, когда он обретает возможность свободно повествовать о мыслях и раздумьях, оперируя уже претворенными в его сознании мотивами природы. И действительно, композиции картины «Дорога в Беасалы» присуще устойчивое равновесие. Скалы справа и слева, уходящая прямо в глубину по дну ущелья дорога, светлые горы на заднем плане — все это создает проникнутую внутренней логикой панораму величавой природы. В картине изображены люди, но ни масштаб их фигур, ни их чувства и содержание не соразмерены с содержанием, наполняющим образ природы. Маленькие фигуры людей лишь обогащают пейзаж, не вносят в него ничего нового. Природа живет по своим внутренним законам. Образ картины не проникнут непосредственными человеческими чувствами и не повествует о лирических переживаниях человека, а содержит выраженные в формах природы обобщенные философические суждения о мире, о его грандиозности, о его величии, о тех живущих в нем силах, которые человек постигает интеллектом, но не чувствами. Соответственно все средства художественного выражения подчиняются этой задаче.

Дорога в Беасалы (1945-1946)

 

Неверно было бы полагать, что искусство Куприна 40-х и 50-х гг. утратило связь с живым наблюдением над жизнью. Мы встречаем в эти годы этюды и картины, написанные под воздействием непосредственного впечатления. Ни в одной из новых картин мы не найдем отступлений от жизненной правды. Несомненно стремление художника оперировать более обобщенными и очищенными от частных наблюдений категориями. Успехи на этом пути даются лишь тогда, когда искусство пейзажиста вооружено опытом изучения жизни, когда он много знает о той природе, которую запечатлевает в картине, и о том, что можно выразить в художественном произведении в зримых формах этой природы.

В 1954 г. Куприн был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1956 г. был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Но на этом не кончился творческий путь художника, всю жизнь неустанно стремившегося к правде и совершенству, смело обращавшегося, не считаясь с предрассудками, к новаторским поискам. В марте 1960 г. на выставке московских художников были показаны его последние работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». Вновь на склоне лет художника увлекли индустриальные мотивы — это написанные по материалам поездки в Тулу летом 1959 г. заводские виды.

Трудный путь испытаний прошло искусство Куприна. Закономерности этого пути привели его к воплощению своих самых светлых, самых сокровенных замыслов о создании художественно совершенных произведений. Александр Васильевич Куприн умер в Москве 18 марта 1960 г.

Натюрморт с фаянсовым кувшином, синим бокалом и корзинкой на зеленой скатерти (1945)

 

Могила И.К.Айвазовского у древнего армянского храма (1946)

 

Деревья в Коломенском (1950)

Хотите быть всегда красивыми и неотразимыми? В этом вам поможет наращивание ресниц двойной объем от Richis. Потрясающий результат и адекватные цены.


👤  | 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *