В 2011 году, в частной коллекции одной из парижских семей (фамилия не называется), члены которой являются потомками белоэмигрантов, сумевших уехать во Францию после начала революционных событий в России, найдена картина, названная «Женщина с бокалом коньяка». По достоверной экспертной оценке автор полотна – русский художник Александр Бенуа. Вряд ли удастся выяснить, когда именно и как это произведение искусства попало во Францию.
Специалисты с удивлением обнаружили неизвестный доселе никому шедевр известнейшего мастера только после того, как он был выставлен владельцами на один из закрытых аукционов. Определено, что на картине изображена поэтесса Серебряного века, Софья Парнок (которую часто называют русской Сафо). Вокруг женщины – роскошный антураж в восточном стиле, в руке – бокал благородного напитка, а в окне за спиной – вид на коктебельский вулкан Кара-Даг с ясно читающимся на скальной породе профилем Максимилиана Волошина. Эта деталь полотна точно указывает на место его написания – дом поэта в Коктебеле, куда несколько раз приезжал в гости Бенуа, и где мог встретиться с Софьей, хоть абсолютно точных свидетельств об этом и не сохранилось. «Женщина с бокалом коньяка» — единственное произведение, написанное художником в Коктебеле. Кроме того, единственное живописное изображение русской Сафо. Поэтому представляет собой не только художественную, но и историческую ценность.
Софья Парнок
Когда в Доме-музее Волошина узнали о том, какая поразительная находка сделана в Париже, то попытались уточнить год написания картины. Дело в следующем: известен факт прибытия Александра Бенуа с семейством в Крым в 1915 году. Тогда же там находились и Софья Парнок с её более чем близкой подругой, Мариной Цветаевой. Но сам Волошин в тот момент пребывал в столице Франции, его коктебельский дом был закрыт. И, по воспоминаниям дочери Александра Николаевича, семья лишь прогулялась по берегу моря и уехала. Художник, конечно, мог вернуться в Коктебель через некоторое время, в надежде увидеться всё-таки с другом-поэтом, но точных доказательств этому не существует.
В следующем, 1916 году, Бенуа жил в Судаке, и очень ждал в гости Максимилиана, но тот как раз в это время был страстно увлечён составлением монографии о Сурикове, и приехать не смог. Софья Парнок, в свою очередь, уехала из охваченной революционным пожаром Москвы в 1917-м, и безвыездно прожила в том же Судаке до начала 20-го года. Так что точно определить год встречи художника и поэтессы, в который было написано найденное полотно, пока не представляется возможным.
По дошедшим до нас свидетельствам гостей волошинского дома, в нём было несколько комнат, из окон которых можно было наблюдать и море, и величественный Кара-Даг. Но именно тот профиль на скале, о котором шла речь, можно увидеть лишь из мастерской поэта, либо из его летнего кабинета. Сотрудники Дома-музея Максимилиана Волошина жалеют, что не могут видеть картину, чтобы внимательнее рассмотреть все детали. Часто именно мелочи могут помочь выяснить год создания картины.
Есть ещё такое мнение: для портрета Бенуа позировала не сама Софья, а её сестра, тоже поэтесса, Елизавета Тараховская. Но оно вряд ли верно – существует множество фотографий русской Сафо, так что эксперты не могли ошибиться.
Первоначальная стоимость «Женщины с бокалом коньяка» составляла от 20 до 30 тысяч. Но после определения авторства цена выросла почти до миллиона долларов. В настоящее время российские представители пытаются договориться о приобретении ранее неизвестного полотна Александра Бенуа для одной из московских художественных галерей.