Главная / Новости Искусства / «Портреты фортепианных романтиков»

«Портреты фортепианных романтиков»

12 сентября в Московской государственной картинной галерее Александра Шилова состоялся необычный концерт… Его уникальность заключалась в том, что в одном из залов, среди прекрасных лик картин, ожили и зазвучали портреты иного толка — «Портреты фортепианных романтиков»! Где красками стали звуки, полотнами – добрая атмосфера зала, а художником — лауреат международный конкурсов, пианист и дирижер – Сергей Сафронов.

Выпускник лучших музыкальных учебных заведений страны, таких как РАМ им. Гнесиных и МГК им. П. И. Чайковского, Сергей получил прекрасное классическое музыкальноё образование, причём не только как пианист, но и как дирижёр оперно-симфонического оркестра.  

Его концертная жизнь географически разнообразна. Он неизменный участник международных конкурсов, фестивалей и мастер-классов, проходящих в городах России и за рубежом. Среди них — международный конкурс исполнителей в Финляндии, конкурс им. М. В. Юдиной в Санкт-Петербург, конкурс им. С. В. Рахманинова в Москве и многие, многие другие. Кроме исполнительской деятельности Сергей также успешно занимается симфоническим дирижированием в оперном театре Московской консерватории.

Кистью маэстро были воссозданы портреты Фредерика Шопена, Ференца Листа и Сергея Рахманинова. Выбор сочинений показался весьма амбициозным, поскольку все эти композиторы, прежде всего, выдающиеся пианисты-виртуозы своего времени. И конечно, исполнение их фортепианных сочинений в концертной практике – удел профессионалов самого высокого уровня и на сегодняшний день.

Если творчество Рахманинова как бы выходит за рамки эпохи XIX века и устремлено в век XX, то Лист и Шопен не только творили в одно время, жили в одном месте, в Париже, но и прекрасно дружили, что весьма необычно для конкурирующих артистов. Более того, Лист посвятил целую книгу Шопену, рассказывая о его творчестве, о специфике музыкальных сочинений и о взглядах на искусства первой половины XIX века.

Сергей Сафронов исполнил первое h-moll’е скерцо Шопена, Des-dur\’й Вальс и As-dur\’й Экспромт… С первых прикосновений к клавишам мастера атмосфера зала тут же наполнилась ароматом по-настоящему шопеновской лирики, такой узнаваемой, такой трогательной. Ведь известно, что Шопен был мастером фортепианной миниатюры, и важной особенностью его стиля было то, что он постоянно обращался к народной музыке вынужденно покинутой им, любимой Польши. Никогда точно не цитируя, колоритные мелодии и танцевальные ритмы прочно закрепились в музыкальном словаре композитора и органично вписались в его сочинения.

Далее, громогласно и виртуозно Сергей исполнил парафразу Ференца Листа на тему из оперы французского композитора Шарля Франсуа Гуно — «Фауст».

Жанр парафразы был очень популярен в XIX веке и не случайно. Дело в том, что он выполнял функцию пропаганды значительных симфонических и оперных творений эпохи. Выбирая самые яркие и интересные музыкальные темы из сочинений своих коллег-композиторов, Лист так мастерски делал фортепианные обработки, что они давали правильное представление о произведении в целом, заражали интерес и желание послушать оригинал. Так в своих концертах великий пианист и просветительский деятель играл парафразы на темы из опер Моцарта, Вебера, Россини, Беллини, Мейербера, Вагнер, Верди и даже Римского-Корсакова!

В заключение концерта прозвучали сочинения С. Рахманинова – знаменитая «Элегия» op.3 №1 и вторая фортепианная соната op. 36. Сергей Сафронов мастерски передал то внутренние состояние душевных поисков, те глубокие переживания сильного человека которые, безусловно, есть в этих произведениях, но как бы скрыты на первый взгляд за прекрасными, узнаваемыми мелодиями и гармониями русского композитора.

И хотя от Шопена и Листа Рахманинова отделяет почти пол века, связь между ними велика… Сергей Васильевич учился у А. И. Зилоти, ученика Листа, и конечно, унаследовал фортепианную школу великого венгерского виртуоза. С Шопеном же их тесно связала жизненная судьба. Подобно польскому композитору, Рахманинову пришлось навсегда уехать из России в 1917 году.

Три музыкальных портрета среди сотен живописных полотен… Это слияние искусств стало возможным благодаря главному «дирижёру» вечера – Сергею Сафронову. Его интерпретации сочинений, тонкое прочтение замысла, желание максимально точно передать образное содержание сквозь призму собственного понимания не оставили равнодушными никого. С ощущением приятного послевкусия, еще долго волнующего сердце, зрители покидали уютный зал картинной галереи.

Шальнева Ольга.

 

 

 

 

 

 


👤  | 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *