Одной из самых распространенных проблем, с которой приходится сталкиваться фотографам недвижимости, является широкий динамический диапазон сцены. В отличие от съемки на улице или в оснащенной студии, при интерьерной съемке с одной стороны мы имеем зачастую плохо освещенное помещение, с другой стороны — яркий дневной свет из окон. Возникает дилемма — либо показать хорошо проэкспонированное помещение, получив при этом засвеченные окна, либо провести экспонометрический замер по окну, а в результате получить темное помещение, местами полностью теряя информацию об объекте съемки. Казалось бы, выбор очевидно склоняется в сторону первого варианта, ведь главным объектом съемки в интерьерной фотографии является само помещение. Тем не менее бывают случаи, когда немаловажно показать пейзаж либо какую-либо архитектурную достопримечательность за окном, ведь, согласитесь, вид на Эйфелеву башню в Париже или Центральный парк в Нью-Йорке, несомненно, прибавит ценности объекту недвижимости.
Давайте рассмотрим три варианта решения этой проблемы при съемке интерьера и выясним плюсы и минусы каждого из подходов.
Съемка с рук без использования внешнего света. Тут, казалось бы, все понятно. С одной стороны метод подразумевает простоту применения, ведь не нужно разворачивать световое оборудование, устанавливать штативы и прочее. С другой стороны мы, опять же, столкнемся с засветкой на окнах и шумом на фотографиях, если помещение недостаточно освещено и приходится прибегать к съемке с высокими значениями ISO.
Рис. 1. Засветка на окнах
Второй вариант, который хотелось бы рассмотреть в рамках данной статьи — съемка с рук с использованием внешнего импульсного источника. Такой метод сохраняет преимущества простоты применения, а также решает ряд проблем, присущих предыдущему методу. Используя мощный импульсный источник света, мы значительно сужаем динамический диапазон, то есть разница в освещенности внутри помещения и снаружи становится намного меньше, а значит и поток света из окон не так «режет глаз». Также мы получим приемлемую по качеству картинку на низких значениях светочувствительности ISO, сведя шумы к минимуму. Но и у такой техники съемки есть свои недостатки. Во-первых, в результате получается, как правило, плоская, лишенная объема фотография, что является немаловажным недостатком в интерьерной съемке. Во-вторых, при использовании сильного импульсного источника нейтрального света с цветовой температурой 5500K невозможно подчеркнуть особенности освещения объекта съемки.
Так что делать, если концепция дизайн-проекта подразумевает, например, камерное освещение? Тут на помощь приходит методика интерьерного фотографа Константина Варягина, совмещающая съемку со штатива и применение технологий HDR и AEB, зарекомендовавшая себя в процессе его сотрудничества с ведущими риэлторскими агентствами и на сегодняшний день ставшая стандартом в интерьерной фотографии, особенно при съемке дорогих интерьеров. Давайте рассмотрим данную методику подробнее.
High Dynamic Range Imaging, HDRI или просто HDR — это технологии работы с фотографическими и видео изображениями, диапазон яркости которых превышает возможности стандартных технологий. В фотографии часто используется три шага экспозиции, то есть производится серийная съемка, состоящая из трех кадров: с нормальной экспозицией, недоэкспонированный кадр, который позволяет «вытянуть» информацию за окном снимаемой сцены и переэкспонированный кадр, который аккумулирует информацию из темных уголков внутри помещения. Далее изображения непосредственно в камере проходит цифровую обработку, объединяются, и на выходе мы получаем готовое изображение с широким динамическим диапазоном.
Технология AEB, или Automatic Exposure Bracketing работает по схожему принципу, однако имеет принципиальное отличие — исходные изображения не объединяются в один файл автоматически: фотографу необходимо сделать это самостоятельно в графическом редакторе. Такой подход подразумевает большую гибкость, поскольку мы получаем возможность сами выбирать количество ступеней экспозиции и величину каждой из них.
Для эффективного использования данной методики необходимо правильно замерить динамический диапазон сцены. Наиболее простой метод, предложенный Константином, заключается в замере экспозиции по самому светлому участку кадра и по самому темному. К примеру, если на окне мы получаем значение экспонометра EV=0, а в помещении в тени EV=-4, то динамический диапазон сцены составит 4 EV. Важно замер делать при равных условиях по ISO, диафрагме и выдержке, иными словами, в ручном режиме. Затем для определения размера шага используем формулу:
Размер шага = Динамический диапазон / Количество шагов экспозиции — 1.
Общепринято использовать три шага экспозиции, как и при съемке HDR, однако Константин рекомендует использовать пять шагов для получения максимальной детализации в тенях и светлых участках кадра и избежания проблем с шумами.
Рис. 2. AEB съемка со штатива
Конечно, такая съемка подразумевает использование штатива, поскольку малейшее движение камеры во время серийной съемки испортит кадр. Для большей надежности Константин рекомендует применять устойчивый тяжелый штатив и пользоваться для съемки пультом дистанционного управления (например, RC-6 для фотоаппаратов Canon), исключив тем самым случайные сдвиги камеры во время нажатия кнопки спуска затвора.
Рис. 3. Canon RC-6
Резюмируя предложенную Константином Варягиным методику съемки, можно отметить среди ее плюсов:
- Полноту информации как в тенях, так и светлых участках кадра.
- Сведение к минимуму шумов.
- Возможность подчеркнуть особенности освещения объекта съемки, например, различные световые сценарии, предусмотренные дизайн-проектом.
Главным недостатком методики является ее относительная сложность, поскольку приходится, во-первых, устанавливать штатив на этапе съемки и, во-вторых, осуществлять сведение изображений в процессе обработки. Но является ли это существенным недостатком, если вы хотите получить действительно красивый кадр, решать вам!
Автор: Денис Блинцов | Дата: 2020-11-12, 08:25