Фуд-арт сегодня распространён очень сильно. Многие любят фотографировать еду на свои устройства или профессиональные фотокамеры. Огромное разнообразие продуктов питания, а также необычная красота многих блюд, сделали такой вид съёмки полноценным стилем фотоискусства. Однако многие начинающие фотографы замечают, что по какой-то причине их фотографии еды очень сильно проигрывают фотографиям тех же блюд других фотографов. Дело здесь в том, что при съёмке продуктов питания стоит знать некоторые правила. Эти правила несложно запомнить и впоследствии пользоваться ими, чтобы получались превосходные и вкусные фотографии.
Первое правило в съёмке еды — фотографировать только свежие продукты. Если у вас на столе подгнившее яблоко, чёрствый хлеб, подсохший сыр, сухие и скукоженные продукты, то ничего хорошего из этого не получится. Фуд-арт фотография предполагает под собой съёмку свежих, максимально здоровых и вызывающих аппетит продуктов. Если ваш салат, фрукты, овощи или другие продукты в ходе подготовки к съёмке немного обсохли и выглядят недостаточно свежо, то это можно исправить, сбрызнув их небольшим количеством масла или воды. Влажные продукты всегда выглядят свежими и аппетитными. Известным трюком фуд-стилистов является фокус с маслом, когда горячие продукты смазываются при помощи кисти маслом, и таким образом выглядят ещё более аппетитно. Если вы делаете фотографию еды дома, то интересно будет запечатлеть сам процесс приготовления блюда. Если вы фотографируете сладости (карамель, шоколад и т.д.), которые могут растаять, то поместите их в холодильник до самого момента съёмки.
Второе правило — это освещение. Освещение в этом виде фотографии играет практически главную роль. Большинство фотографов, снимающих еду, используют контровый свет, то есть располагаются так, чтобы источник света оказался сзади блюда и тени от продуктов падали по направлению к фотографу. Контровый свет позволяет придать блюду объём и особую привлекательность. К тому же, свет, который падает сзади, выделяет контуры блюд и создаёт причудливые и очень красивые тени на формах продуктов в передней части. Если блюдо горячее и от него идёт пар, то вы получите фотографию, которая будет в разы драматичнее, так как контровый свет, проникая сквозь пар, будет создавать особый эффект и придавать всей сцене живости.
Что использовать для освещения? Для освещения продуктов питания можно использовать как искусственный свет, если вы находитесь в закрытом помещении, студии, кафе или ресторане, так и естественный свет. Многие фотографы подчёркивают, что именно естественный свет из окна или на открытом воздухе в сочетании с естественными продуктами, взятыми из природы, создаёт идеальное сочетание. Все мы привыкли видеть овощи, фрукты и так далее в свете солнца и поэтому для глаза человека это более естественно. Свет из окна станет отличным решением для съёмки еды, тем более свет из окна очень легко сделать контровым. Здесь также стоит сказать, что лучше для создания фуд-фото выбирать пасмурный день, когда свет рассеянный и выделяет фактуру и детали продуктов. Яркий, беспощадный свет в полдень даст продуктам очень резкий контраст и может стереть из кадра многие детали.
Ещё одним правилом или даже советом по съемке еды будет — не усложнять композицию. Не нужно в кадр складывать всё, что есть под рукой. Если в кадре будет несколько разных блюд, ложки, вилки, половники и так далее, то зрителю будет сложно сконцентрироваться, в результате чего фотография станет неинтересной. Для фуд-арт фотографии стоит помещать в кадр одно блюдо и несколько компонентов или предметов. К примеру, если вы фотографируете клубничное пирожное, то рядом можно положить настоящую клубнику и чайную ложку или кружку кофе; если вы фотографируете дымящийся кофе, то рядом можно положить зёрна кофе; рядом с тарелкой супа будут отлично смотреться пучки зелени и так далее; готовые блюда рядом с сырыми продуктами или ингредиентами. Минимализм, то есть минимум вещей, максимально сочетающихся друг с другом по внешнему виду и вкусовым качествам, в съёмке еды — это верный путь к успешной фотографии.
Верным правилом будет следить за чистотой тарелок, блюд, скатерти или стола. Грязная тарелка, ложка с потёками или пятнами испортят любую композицию. Если вы сами готовите блюдо, которое будете фотографировать, размещайте его максимально аккуратно, чтобы на стенках посуды не было видимых пятен. Однако нарочитая небрежность, в виде крошек или потревоженной поверхности, могут сделать кадр гораздо интереснее, тем самым представляя, что кто-то уже попробовал это блюдо. Ещё одним правилом съёмки еды является отсутствие отпечатков пальцев. Чтобы их не осталось на мокрой, податливой поверхности шоколада и др., перемещайте продукты при помощи полиэтиленовых перчаток или просто кусочка упаковки, плёнки, пакета или материи. Также не должно быть никаких вмятин и повреждений. Если блюдо имеет деформацию (например, вмятина на торте), то попробуйте повернуть его более выигрышной стороной или измените позицию.
Используйте разные ракурсы. Фотография оживает, когда ей придают необычный вид. Все мы привыкли видеть наши блюда с одной и той же позиции, с которой мы видим еду во время приёма пищи. Если фотографировать с этого ракурса, то будет очень сложно получить что-то действительно интересное. Попробуйте пригнуться, сфотографировать с уровня стола, наклоните камеру вбок, по диагонали, поднимите камеру чуть выше уровня глаз, снимите ваше блюдо с высоты или ровно сверху (съёмка блюд сверху выглядит очень выигрышно, чем пользуются очень многие фуд-фотографы). Инициатива здесь только приветствуется. Зрителю всегда нравится видеть обычные вещи с необычных ракурсов. Хотя из каждого правила бывают исключения. Чтобы не «промахнуться» многие фотографы используют классический угол 45º к поверхности стола, что позволяет сделать максимально естественный вид блюда, то есть такой вид, каким видит его человек в повседневной жизни.
Обратите внимание на контрастные цвета. Блюдо на вашей фотографии будет выглядеть куда более интереснее, если на снимке будут присутствовать разные цвета, которые удачно гармонируют друг с другом. Блюда, на которых довольно скудная палитра цветов и оттенков, выглядит скучно, однако некоторые блюда в таком варианте будут смотреться даже лучше, например кофе и кофейные зёрна на тёмно-коричневом фоне, клубника на розовой скатерти и так далее. Также стоит следить за тем, чтобы цвета хорошо сочетались друг с другом. Если вы хотите узнать сочетаемость цветов, то стоит изучить так называемый «цветовой круг» или «цветовое колесо».
Особое внимание обратите на задний план. Крайне нежелательно, чтобы позади красивых блюд вдруг оказались головы людей за соседним столиком или что-то не совсем аппетитное. Если вы хотите исключить фон, то его можно смазать, открыв диафрагму (f/1.8 – f/5.6) и сосредоточив резкость только в пределах данного блюда. Контроль глубины резкости важен в фуд-фотографии даже когда задний план красивый и содержит вполне приемлемые вещи. На фотографии еды главный акцент делается именно на блюдо, всё остальное лучше смазать при помощи открытой диафрагмы.