Часть 1. Цифровая фотография. Основы
Глава 2. Выбираем цифровую камеру.
При выборе цифровой камеры нужно руководствоваться многими факторами.
В любом случае, если вы сильно заинтересованы в фотографии и интересуетесь подобной литературой, то скорее всего тот фотоаппарат, который вы выберите не станет последней покупкой. Мир прогресса таков, что неважно какими характеристиками или способностями обладает ваша камера – через год, а то и меньше в продаже появятся модели , которые обладают куда большими возможностями.
Не имеет значения, к какому типу людей вы относитесь: фотолюбитель, ветеран, новичок или вовсе человек, который никогда не прикасался к фотокамере – эта глава поможет вам при выборе вашей камеры. Здесь вы встретите некоторые термины, которые могут быть вам незнакомы, например: мегапиксели, разрешение, зуммирование. Ниже будет дано для каждого чёткое определение и полное объяснение.
Перед выбором камеры, вам нужно, прежде всего, спросить себя: Для чего же мне необходим фотоаппарат? Спросите это у себя, даже если обладаете неисчерпаемым запасом денег. Фотография — это такая область деятельности, где очень дорогое оборудование не всегда является самым лучшим. Вы можете купить очень дорогую камеру, но так никогда и не разобраться с её использованием. До тех пор, пока вы не разберётесь – что же вам нужно, у вас всегда есть риск купить камеру с кучей ненужных функций, которые усложняют даже самые простые и элементарные вещи.
С другой стороны не думайте, что купив самую дешёвую камеру, вы сможете привыкнуть к её недостаткам. Так вот, задайте же себе следующие вопросы:
1. Собираетесь ли вы заниматься редактированием изображений?
2. Нужно ли вам высокое разрешение?
3. Нравиться ли вам экспериментировать с фотографией или достаточно снимать обычные семейные ракурсы?
4. Любите ли вы делать огромное количество снимков?
5. Как быстро вам нужны сделанные фотографии?
6. Имеет ли значение размер?
7. Является ли для вас фотография способом творческого выражения?
8. Может быть вам стоит просто добавить объективы или другие аксессуары к камере, которая у вас уже есть?
Многие фотографы очень мало, либо совсем, не уделяют внимания редактированию фотографий. Определитесь, что вам нужно: хорошие фотографии с чётким изображением, для газеты или интернет-магазина или художественные произведения? Если так, то вам потребуется высококачественная профессиональная камера с дополнительной наводкой на резкость и техническими возможностями для выполнения редактирования снимков. Базовая или среднего уровня камера, вполне справится с этой работой.
Обратим своё внимание на разрешение цифровой камеры. Некоторые приложения-фоторедакторы требуют высокого разрешения. Всем, кто собирается получать большие отпечатки или вырезать небольшие кусочки изображений, потребуется относительно высокое разрешение, примерно от 3 до 7 мегапикселей или больше. Тем не менее, если создание больших отпечатков и мелких фрагментов – это только часть вашей работы, вам лучше использовать цифровую камеру. В данном случае приобретайте модель с максимально доступным по цене разрешением.
Если вы увлечённый фотографированием человек – убедитесь, что в вашей камере есть функции ручной настройки, о которых будет рассказано позже. Вам потребуется достаточно мощное свойство изменения масштаба изображения, называемое зуммированием (zoom), а также достаточно объёмное запоминающее устройство. Всё это мы рассмотрим детально позже.
Выбор камеры скажется и на том, как скоро вы можете увидеть сделанные снимки и, соответственно, работать с ними. Камеры с USB-каналом передачи данных или сменной картой памяти, передадут изображение на ваш компьютер на очень высокой скорости. Для камеры со старым последовательным портом, потребуется около минуты на каждый снимок.
В рамках определённой категории фотоаппаратов вы найдёте огромное множество производителей и моделей. Для того, что бы сузить рамки выбора – задайте себе ещё несколько вопросов:
В обычной, дешёвой, так сказать, камере, вы снимаете через объектив, а смотрите на объект съёмки через видоискатель, который имеет своё собственное отверстие. Из-за того, что отверстия объектива и видоискателя разные, находятся на разном уровне и видят объект каждый по своему – вы снимаете не то, что видите. В зеркальном фотоаппарате вы видите именно то, что снимаете. За объективом находится зеркало, которое отражает свет от объекта в видоискатель. Когда происходит съёмка, зеркало поднимается и свет от объекта попадает на плёнку и на сенсор.
Если фотография для вас является способом творческого самовыражения, то найдите себе камеру с самым удобным ручным управлением, точным видоискателем и дополнительными возможностями. В этом вам поможет мощная или полупрофессиональная модель. При этом следует знать, что недостаточно просто выяснить, представляет ли камера возможность ручного управления выдержкой, диафрагмой и фокусировкой. Выясните: придётся ли вам работать с трёхуровневым меню для доступа к определённым функциям, либо для этого нужно просто нажать пару кнопок. Также есть возможность избежать покупки дорогой камеры, лишь добавив объективы и другие аксессуары к обычной фотокамере. Список аксессуаров достаточно велик: электронная вспышка, фильтры, приспособления для макросъёмки, штативы и прочее. Не забудьте проверить это оборудование на совместимость, прежде чем покупать.
Теперь разберёмся с категориями выбора цифровых камер.
Многие цифровые камеры можно квалифицировать по определённым категориям.
Базовые модели. Всё, что сложнее Web-камеры и стоит около сотни долларов, подпадает под эту категорию, так называемых: “наведи и снимай”. Большинство таких моделей имеют разрешение около 1024*768 или 1280*960 (около 0.8 – 1.0 мегапикселей), хотя встречаются ещё и 640*480, также они имеют встроенную вспышку, объектив с фиксированным фокусным расстоянием без зума, либо объектив с весьма ограниченным зумом. Фокусирование может быть фиксированным или ограниченным, а что касается ручного управления, то оно либо доступно в минимальном объёме, либо отсутствует. Здесь, что называется, нажал кнопку и вся работа будет сделана за вас.
Модели среднего уровня удовлетворяют требования большого числа потребителей. Диапазон разрешения 2-4 мегапикселя, имеют зум-объективы и, конечно, возможность ручного управления. Стоимость их гораздо, но не запредельно, дороже обычных, так как эти камеры предоставляют максимум того, что возможно сделать с помощью цифровой камеры.
Мощные модели являют собой аппараты с разрешением от 4-7 мегапикселей, большим диапазоном изменения фокусного расстояния, большим кол-вом возможностей ручного управления и прочими характеристиками. Однако же эти камеры более сложны в управлении и могут сбить вас с толку. Вы обнаружите, что они буквально усеяны огромным количеством многофункциональных кнопок и регуляторов, имеют множество режимов, более десятка менюшек и толстенные инструкции по использованию. Если вам нужна именно такая камера, и вы не пугаетесь сложностей в обращении с аппаратурой, подготовьтесь потратить уйму времени на её изучение.
Полупрфессиональные модели стоят от 1000 долларов, но такие аппараты имеют пару миллионов пикселей разрешения, оптика, такая, что вы можете фотографировать песок на луне и т.д. Цена эта не фантастическая, если принять во внимание то, что именно столько вам нужно было бы потратить на объективы и другие прибамбасы с такими характеристиками: высокоскоростной привод, возможность работы с несколькими вспышками, что бы ими увесить обычную камеру.
Если вы решили всё же приобрести профессиональную модель, можно вам только позавидовать – обладателю всех преимуществ и характеристик этого монстра. Всех преимуществ устанешь перечислять: сменные объективы, приспособления для макросъёмки, точное фокусирование через объектив…
Определимся с выбором технических характеристик.
Как только вы определитесь с категорией камеры, вам необходимо выбрать определённые свойства, для того, что бы получать те изображения, которые вы хотите. Объектив, разрешение, тип запоминающей карты, выдержка, тип видоискателя – этот набор возможностей вам нужно рассмотреть как можно более тщательно.
Итак, объектив – это глаз вашей камеры, который захватывает и фокусирует свет, обуславливает качество изображения, а также определяет, что именно вы способны с помощью неё снять. Сразу надо сказать, что никакой разницы в том из чего сделан объектив – оптическое стекло или пластик – нет. Что действительно важно – это качество объектива, количество света, которое он может пропускать, диапазон фокусных расстояний, степень увеличения.
Диафрагма объектива – это размер отверстия, через которое свет проходит на сенсор. Относительно возможности увеличения или изменения фокусного расстояния объектива. Более открытая диафрагма пропускает больше света, позволяя вам делать снимки в затемнённых условиях. Закрытая диафрагма ограничивает количество света, который может достичь сенсора камеры. Она незаменима при очень ярком свете. Хороший объектив имеет хороший диапазон изменения раскрытия диафрагмы (диафрагменное число), для того, что бы можно было производить съёмку в любых условиях.
Кое-что о диафрагменном числе: это число является скорее знаменателем дроби, чем единицей измерения. Открытие f2 больше, чем f4, которое в свою очередь больше f8, так же как ? больше ?, которая больше 1/8. При автоматическом режиме съёмки, о нём даже не приходиться задумываться, однако на диафрагму нужно обратить внимание, и в дальнейшем мы разберём её подробнее. Что вам нужно знать на данном этапе, так это то, что максимальная диафрагма f2 (быстрая диафрагма), f8 (медленная).
Ручная настройка выдержки. Все объективы цифровых камер с различной диафрагмой, автоматически настраивает выдержку при съёмке. Серьёзным фотографам может понадобиться опция, допускающая ручную настройку выдержки для получения специальных эффектов или более резкого изображения. Такой элемент управления встречается в нескольких видах:
1. Плюс/минус или передержка/недодержка. При использовании этих элементов вы можете немного отрегулировать выдержку в большую или меньшую сторону, чем то время, что рекомендует встроенный экспонометр. Далее мы будем рассматривать — как использовать такой тип управления для того, что бы компенсировать недодержанные/передержанные фотографии.
2. Приоритет диафрагмы/приоритет выдержки. С помощью этого режима вы можете задавать величину диафрагмы, которая вам нужна, а камера подберёт к ней необходимую выдержку. Либо вы можете выбрать выдержку, а камера выберет оптимальную диафрагму. Как будет изучено позже – эти элементы управления могут эффективно использоваться для обеспечения того, что камера выбрала точную комбинацию диафрагмы и скорости затвора при съёмке в условиях плохого освещения, либо фотографировании объекта в движении.
3. Полностью ручное управление. С помощью этой опции вы можете устанавливать любую требуемую комбинацию выдержки и диафрагмы и таким образом получать абсолютный контроль над выдержкой фотокамеры. Во многих случаях вам совсем не нужно то, что камера считает идеальной выдержкой. Ручное управление позволяет вам делать очень тёмные или очень светлые снимки, которые выглядят более художественно.
Зуммирование (увеличение) объектива удобно для увеличения или уменьшения изображения. Этот инструмент особенно полезен при съёмке спортивных мероприятий или сценических действий, либо в тех случаях, когда ваше передвижение ограничено. При оптическом увеличении для изменения величины объекта меняются отношения между отдельными линзами. Поскольку линзы объектива могут быть точно настроены, оптическое увеличение создаёт изображение с оптимальной резкостью. Некоторые камеры имеют также цифровое увеличение, при котором зуммирование осуществляется путём увеличения центральной части зафиксированного изображения. Цифровое увеличение даёт меньшую резкость, чем оптическое.
Если вам предстоит делать много фотографий небольших объектов или крупных планов, убедитесь, что камера, которую вы выбрали, имеет режим макросъёмки. Производители вкладывают различный смысл в слово “макро”, и в зависимости от модели минимальная дистанция фокусировки в этом режиме колеблется от 2.5 до 30 см. Чем ближе вы к объекту, тем важнее становится использование качественного жидкокристаллического дисплея. Дешёвые камеры, имеющие объектив с постоянным фокусным расстоянием, могут не располагать механизмом фокусировки, но, всё же, они дают неплохое по резкости изображение от 1м до бесконечности, а в некоторых случаях даже от 40-60 см. Камеры, которые имеют механизм автофокусировки обеспечивают точную наводку на резкость на любой дистанции, они также могут выделить сюжетно-важную часть, оставив всё остальное нерезким.
Фотограф всегда может дополнить свою камеру дополнительными аксессуарами, прикрепляемыми к объективу, такими, как фильтры, приспособления для специальных эффектов, линзы для макросъёмки, светозащитная бленда объектива и так далее. Если вам требуются такие приспособления – найдите цифровую камеру с объективом, имеющим возможность прикрепления дополнительных приспособлений.
Разрешение изображения, доступное вашей камере, определяет насколько резким будет ваше изображение. Разрешение камеры получают умножением количества пикселей по высоте, из которых состоит сенсор вашей камеры. Количество может быть указано не совсем точно, поскольку некоторые камеры выдают конечное изображение после обработки первичного сигнала с матрицы. Такой математический процесс пересчёта называют интерполяцией. Возможно, вы захотите сами выбрать необходимое разрешение. Например, если вы делаете большое количество снимков для WEB-страниц, вам достаточно низкое разрешение, типа 640*480 пикселей, что позволяет увеличить скорость съёмки и упростить масштабирование в редакторе изображений.
Варианты форматов сохранения изображений, доступные в вашей камере, также могут влиять на резкость ваших фотографий. Для сохранения изображений на карте памяти или компьютере существую различные форматы файлов. Цифровые камеры обычно сохраняют изображение в сжатом формате, известном как JPEG. Формат JPEG обеспечивает меньший размер путём отбрасывания некоторой информации, ненужной в большинстве случаев. Этот формат имеет несколько уровней качества и, естественно, приобретайте камеру, которая позволит сохранение изображение в формате JPEG с наивысшим качеством. Формат без сжатия – TIFF.
Запоминающие устройства, в принципе, имеют все цифровые камеры. Здесь всё просто: чем больше снимков вам нужно сделать за раз – тем больше памяти вам нужно. Цветные изображения с высоким разрешением занимают больше места, чем снимки с низким разрешением, либо чёрно-белые.
Стоит упомянуть и об экспозиции. Экспозиция определяется количеством времени, в течение которого сенсор освещается светом и интенсивностью света. Все цифровые камеры располагают более или менее удобными в использовании функциями автоматической экспозиции для создания фотоснимков со вспышкой и без неё. Для того что бы ваша камера делала хорошие снимки при плохом освещении вам потребуется более чувствительный сенсор. Она измеряется в единицах ISO (ISO 100, ISO 200, ISO 400). Чем выше число, тем чувствительнее сенсор. При выборе камеры, обратите внимание на установленное значение ISO и на то, может ли оно быть изменено.
Вспышка. Некоторые камеры имеют фиксированный диапазон вспышки и ограничивают расстояние до 0.6-5м. Другие камеры имеют специальные настройки, в которых вы можете находиться довольно далеко от объекта, либо широкоугольным объективом, когда вы находитесь близко к объекту.
Видоискатели. Фактически все цифровые камеры имеют видоискатель, который позволяет быстро кадрировать изображение, и дисплей для более точного построения композиции и предварительного просмотра фотографии. Следует обратить внимание на то, насколько видимым является изображение на жидкокристаллическом дисплее при дневном свете, а также его размер и количество энергии, необходимое для его работы. Некоторые из них потребляют столько энергии, что если камера включена длительное время, батарейки выдыхаются после полдюжины снимков. Некоторые камеры позволяют включать дисплей только тогда, когда вам это потребуется.
В большинстве случаев вы будете использовать оптический видоискатель вашей камеры. Местоположение видоискателя при этом очень важно. Чаще всего окошко видоискателя расположено на некотором расстоянии от объектива и показывает изображение немного не так, как оно в действительности выглядит. Часть изображение может быть срезано. При расположении видоискателя максимально близко к объективу возможность обрезки резко снижается. Многие оптические видоискатели обладают выравниванием (компенсация параллакса), которое чётко показывает границы вашего изображения.
Если вы носите очки, убедитесь, что у вашего аппарата есть встроенная диоптрийная коррекция, которая может быть использована при настройке изображения близорукими и дальнозоркими. На этом урок «Выбор цифровой камеры» закончен. На следующем уроке мы рассмотрим Выбор сканера.