Знаменитая картина Василия Владимировича Пукирева выставлена в Государственной Третьяковской галерее. От одного взгляда становится неловко и больно, несправедливость и тоска в каждом мазке великого художника. Наблюдая за изображением с репродукции или картинки в интернете – такого эффекта добиться почти невозможно. Почему же в живую картина «Неравный брак» вызывает такие сильные впечатления и эмоции?
Спустя столько лет все еще идут споры о тайнах, сокрытых в этом шедевре. Убранство церкви, едва освещенное, создает угнетающее впечатление. Яркий свет из окна выделяет самых главных персонажей (невеста остается самым светлым пятном, притягивающим взгляд):
1. Жениха (старость и увядание, грубость, власть и состоятельность)
2. Невесту (нежность и чувственность, покорность судьбе)
Чопорный богач преклонных лет ожидает того момента, когда священник наденет кольцо на палец обреченной, но смирившейся со своей участью невесты. Изображена свадьба, но нет чувства восторга или радости, нет светлых ощущений или ликования. Исполненная печали невеста как цветок – нежная и беззащитная. Художник передает это мягкими линиями, светом и цветом, нежными кружевами и ниспадающими золотистыми локонами. Вот только глаза остаются покрасневшими от пролитых слез.
Стоит перевести взгляд на жениха и впечатление тут же меняется, грубые мазки, прямые линии и угловатость. Увядающий старик, тянущий в свое омертвение прекрасную невесту. Почему создается такое тяжелое впечатление от картины и главных героев? Потому что перед нами девушка, ставшая частью договора купли-продажи. Все, кто участвуют в «празднестве», виновны в это «преступлении» против человечности.
Тайна написанных художником гостей:
Две старухи, изображенные тускло, но в венчальных уборах – бывшие жены чопорного старика, которые уже умерли. Позади старух старый мужчина – он единственный, кто смотрит на кольцо. Красивый мужчина позади невесты, погруженный в тяжелые и мрачные мысли, скрестил руки на груди. Принято считать его молодым человеком невесты. Существует предположение, что этот молодой человек очень похож на самого Василия Владимировича Пукирева, а картина несет в себе автобиографический сюжет. Ведь она написана в очень короткие сроки и затрагивает самые тонкие струны человеческой души. Чтобы узнать подробнее, достаточно почитать о дружбе художника с Сергеем Варенцовым.
Картину «Неравный брак» приняли с большим восторгом. Она по-прежнему считается одной из самых трагичных в истории старой русской школы живописи. Но были и критики, упрекавшие художника в простоте мотивов. Действительно, ведь тема «Неравного брака» раскрывалась и в других полотнах, скульптурах и литературных трудах. Однако ассоциируется первым делом с картиной Василия Владимировича Пукирева. Описав на полотне чужую судьбу, он будто бы предсказал свое ближайшее будущее, которое отнюдь не было жизнерадостным.