Эжен Жирарде (Eugène-Alexis Girardet) родился в Париже 31 мая 1853 г. в такой швейцарской семье, где уже несколько поколений занимались гравюрой и картинами. Безусловно, Жирарде еще в нежном возрасте познакомился с кистью и холстом, ведь едва достигши семнадцати лет, он уже продал свою первую картину. Он обучался в Париже в Школе Изящных Искусств (Ecole des Beaux-Arts) под руководством Жана-Леона Жерома; именно в мастерской этого художника Жирарде пленился сценами Ближнего Востока. За своим учителем в 1874 г. он совершил первую поездку в Испанию и Марокко. В это время влияние полученного академического образования на его технику живописи было еще сильно. В ранних работах (например «Арабский кофе») цветовая палитра состоит в основном из коричневых, белых и золотых припыленных оттенков, что было характерно для манеры изображения повседневного быта людей у художников-реалистов того времени. Но настоящие цвета северной Африки не могут не пленять, и Жирарде поддался этим чарам. Например, в картине «На базаре» все тот же песчаный цвет является лишь фоном для ярких цветов тканей: красного, желтого и зеленого. Поездка Жирарде в Алжир и Тунис в 1877 г. помогли ему понять, что же он ищет в Африке: он бы хотел видеть города, которые не подверглись европейскому влиянию. Он противопоставил романтизации Северной Африки (ведь многие представляли этот край в образе финиковых листьев, медленно покачивающихся на закате) реалистичное изображение пустыни и ее обитателей. Например, в картине «Караван верблюдов в пустыне на рассвете» он изображает суровые силуэты верблюдов, караванщиков и пустынное утро с розово-лимонным небом.
Хотите, что бы ваше тело было красивым и здоровым? Только для вас тренажёр кардио твистер, который укрепит ваши мышцы и сделает занятия спортом интересным времяпрепровождением.
Караван верблюдов в пустыне на рассвете
Изыскания Жирарде завели его далеко на юг, к оазисам Сахары, Эль-Кантарра и Бу-Саада. Примечательно, что там он встретился с Этьеном Дине (французским художником-ориенталистом, который считается одним из ярчайших представителей этого жанра. Этьен Дине не только подолгу жил в Северной Африке, преимущественно в Алжире, но и принял мусульманство). Эта встреча с ним в 1877 г. оказала огромное влияние на творчество Жирарде. Присущий ему академический реализм уступил место тому, что можно назвать «более этнографическое отношение к предмету». Ярким примером тому может служить картина «Дети сапожника» (1884 г.). В скромной мастерской сапожник сосредоточено занимается своей работой, а его дети, сидя на скамье, скучно смотрят по сторонам, не обращая внимания на дело, которым занят отец. В этой картине нет точно прорисованных линий и сентиментальности, а лишь изображение повседневной жизни арабской семьи в свободной, натуралистической манере.
В 1877 г. Жирарде вернулся в Париж и вместе с тринадцатью другими художниками сформировали новую организацию «Общество французских художников-ориенталистов» (Société des Peintres Orientalistes Français). Эта организация станет для Жирарде основным местом, где он будет показывать свои картины, хотя он также показал свои работы в Парижском Салоне с 1878-1880 гг. В 1890 г. он присоединился к «Национальному Обществу Изящных Искусств» («Société Nationale des Beaux-Arts» — как известно, это отделившаяся организация, которая позволила всем художникам выставлять свои работы). За пределами Франции Жирарде выставлял свои работы в галереях Лондона, Женевы, Мюнхена и Берлина. В 1906 г. художник участвовал в «Колониальной выставке» (Colonial Exposition) в Марселе, хотя бедуинскую культуру, которая так очаровала поколение художников Жирарде, подвинули пожиратели огня из Французской Полинезии и камбоджийские танцоры.
На протяжении последних двух десятилетий XIX в. Жирарде продолжил свое путешествие по Северной Африке и Ближнему Востоку. В 1898 г. он отправился в Египет и Палестину, живописал Каир и Иерусалим. Стилистически его работы показали увеличение влияния импрессионистов с более свободной живописной манерой и растущим вниманием к пятнистым световым эффектам.
Эжен Жирарде умер 31 октября 1907 г. в Париже.