Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель (Adolph Friedrich Erdmann von Menzel) родился 8 декабря 1815 в прусском городе Бреслау. Его отец был литографом, и как водится у великих художников, его талант проявился очень рано. В 1830 г. вся семья фон Менцель переехала в Берлин, который в то время быстро рос и развивался. Два года спустя, когда Адольфу было 16 лет, его отец умер, и все тяготы по обеспечению семьи легли на плечи молодого человека (у него были младший брат и сестра). Он добросовестно продолжил дело своего отца, проявляя трудолюбие и дисциплину. В 1833 г. Адольф шесть месяцев посещал Берлинскую Академию Искусств, а затем в основном занимался самообразованием.
В 1839 г. фон Менцель получил заказ от Франца Теодора Куглера на иллюстрации к многотомной истории короля Фридриха II Великого. До 1842 г. он выполнил около 400 рисунков. Благодаря этой работе он стал известен при прусском дворе, что принесло ему множество хороших заказов. Хотя эти работы составляют малую часть наследия фон Менцеля, они поистине бесценны. Он бы не смог сделать их такими удивительно точными в историческом плане, если бы не был знаком с королевской семьей, не изучал историю костюма, ведь с момента его смерти прошло более 50 лет. Художник нечасто изображал короля на полях сражений Семилетней войны, предпочитая представлять его в бытовых сценах: за столом, с флейтой, в какой-либо мирной процессии. Он представлял короля как слугу государства, избегая героизации его личности. К тому же вы не увидите короля-участника пафосной церемонии. Он писал этот цикл до 1871 г., закончив его картиной «Отправление короля Вильгельма I в армию 31 июля 1870 года».
Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси
За круглым столом короля Фридриха Великого
Путешествие Фридриха Великого
Добрый вечер, господа! (Фридрих Великий в Лиссе)
Фридрих Великий и герерал Зейтен при Лейтене. 5 декабря 1757 года
Фридрих Великий после битвы при Лейтене
Отправление короля Вильгельма I в армию. 31 июля 1870 года
Адольф фон Менцель был достаточно замкнутым человеком, у него было всего лишь несколько близких друзей. Он никогда не был женат, но был очень близок со своей семьей. Даже когда его сестра вышла замуж, они жили по соседству, вместе ездили в путешествия, которые значительно разнообразили жизнь художника.
Хотите, что бы ваш сайт вышел в ТОП поисковых систем и приносил вам прибыль? В этом случае, только для вас оптимизация и раскрутка сайтов недорого от компании AWEB. Вашими сайтами займутся настоящие профессионалы своего дела.
Вечер
Сестра художника в гостиной
Сестра художника Эмили, спит
С 1850 г. он часто бывал в Дрездене, на берегах Эльбы, на юге Германии и Австрии, он три раза посещал север Италии и три раза Париж, где он участвовал в выставках. Но нельзя забывать и значимость города Берлина в его творчестве: мало того, что половина его богатых заказчиков жила там, он нередко писал городские пейзажи, показывая как растет и украшается город.
По свидетельствам современников Адольфа фон Менцеля он был очень маленького роста, что создавало в нем немало комплексов. К тому же он не мог вступить в армейские ряды, а ведь быть военным в то время было так престижно! И вот в 1866 г., не в силах противостояль чувству долга, он отправился на поля сражений прусско-австрийской войны в Чехию. Он сделал большое количество зарисовок ужасов, всех обстоятельств войны и походной жизни. Безуловно, эта поездка произвела на него сильнейшее впечателние.
В 1856 г. Адольф фон Менцель представил свою картину «Фридрих II Великий и его войско при Хохкирхе» в Академии Художеств, а в 1867 г. представил ее на Всемирной выставке в Париже. В 1857 г. он выполнил для Ассоциации художников картину «Встреча Фридриха II с императором Иосифом II в Нейсе в 1769 году». В 1861 г. фон Менцель создает монументальную работу «Коронация Вильгельма I, короля Пруссии. Кенигсберг» — она считается самой пафосной за всю его художественную карьеру.
Адольф фон Менцель писал много портретов и жанровых картин, на которых были изображены представители высшего общества. Признаться, многие из этих образов достаточно комичны: например, на картине «Ужин на балу» на переднем плане показаны офицеры, которые держат в руках тарелку, шляпу и бокалы, при этом им нужно так управлять с вилкой, чтобы не упасть в грязь лицом перед высшим обществом.
Портрет Каролины Арнольд
Госпожа Клара Шмидт фон Кнобелсдорф
Ужин на маскараде
Театр
Народный театр в Тироле
В оперном театре
Ужин на балу
Другое дело – изображение рабочих. Одна из основополагающих картин такого рода «Прокатный стан», которая рассказывает о процессе производства железнодорожных рельс. Эскизы к этой и подобным картинам он выполнял в Силезии. Этими работами Адольф фон Менцель не только высказывал свою социальную позицию: указывая на безграничные возможности современных технологий, он натыкался на бедственное положение рабочих. Как художника его нимало интересовали процесс изображения сложных технических процессов и необычных световых эффектов.
Прокатный стан
Железная дорога Берлин-Потсдам
Имя Адольфа фон Менцеля всегда связывают с реализмом. Но если посмотреть на его ранние пейзажи (например «Номер с балконом»), можно наблюдать в них признаки импрессионазима. Эти картины стали известны зрителю после смерти художника, он писал их не для официального показа. Интересно, что когда в 1870-х течение импрессионизма начало нарастать, фон Менцель отзывался о них как о «ленивых художниках».
В 1873 г. Национальная Галерея приобрела его картину «За круглым столом короля Фридриха II Великого», а позже несколько других картин. В 1885 г. в Париже состоялась его выставка, а в Берлине в честь его 70-летия была организована выставка с чествованием художника. Его слава принесла ему множество наград: в 1853 г. он был избран членом Королевской академии художеств, в 1856 получил звание профессора (но никогда не преподавал), также был награжден несколькими медалями. Но сам Адольф фон Менцель относился к этим почестям довольно скептически.
Адольф фон Менцель оставил после себя более 6 000 рисунков, что может объясняться обычной художественной необходимостью. Но в его рисунках прослеживается определенная закономерность: в начале его творческой карьеры рисунки выполнены с удивительной старательностью, прорисованными деталями. И чем более увеличивался опыт художника, тем более эскизы становились «размытыми», в самых поздних зарисовках образы приближаются к абстракции.
9 февраля 1905 Адольфь фон Менцель скончался в Берлине. Его похоронили с большими почестями, как достойного члена двора, общества и яркого представителя своего времени.