На переломе эпох развития нашего государства, во времена перестройки, когда Виктор Цой декламировал со сцены общенародное “Мы ждём перемен”, в России развилось просто огромное количество революционных течений. Рок в музыке, Кубизм в живописи, а в сфере кино одним из течений стали ужасы.
Взяв основу на западе, русские кинорежиссёры начали воплощать в жизнь идеи, которые были запрещены в ранние времена, со всей русской философией и менталитетом, обрамляя западные идеи в магический ареол загадки русской души. Одним из ярких представителей кино этого жанра являлся “Посредник”, который вышел в 1990 году.
Несмотря на всю серьёзность, которую вкладывали в кино тогдашние кинорежиссёры, эти фильмы не выходили из разряда детского и юношеского кино и показывали их преимущественно вкупе с мультиками “Том и Джерри”, кстати, о чём сейчас смешно вспомнить, той же участи подвергалась вся фантастика в СССР, как кино, так и литература.
Посредник – это история о том, как группа враждебного разума из космоса вторгается на землю, они размахивают приборами, которые подсаживают разум захватчиков в тела людей – эти приборы и называются посредниками. Посредник в те времена взволновал много советских душ и оставил после себя больше вопросов, чем ответов.
Не будем останавливаться только на нём одном, ведь была масса других не менее примечательных картин, такие как, например, “Заклятие долины змей” или “Дикая охота короля Стаха”, в котором жутко перемешались древние легенды о призраках и скептицизм современных граждан.
Фильм, который был снят в 1997 году и назывался “Упырь” — достойное продолжение мастеров ужаса про вампиров, ведущих скрытую жизнь в самом центре города, где уже в основную линию сюжета добавилась повседневная злободневность в виде криминальных авторитетов, воров и быков.
Тему вампиров поднимает и ещё один фильм ужасов 1990 года – “Семья вурдалаков”, здесь и вовсе всё пропитано мистикой и ужасом, нет никаких намёков и полусказанности, всё ясно и жутко – московский журналист попадает в провинциальную семью, где вследствии неправильного ритуала похорон вся семья превращается в вурдалаков.
Позже, в 1992 году, режиссёр Альберт Мкртчян, снял жуткий фильм “Прикосновение”, про самую страшную тему человечества – тему прикосновения к загробному миру, где призраки имеют полную власть над человеком и вольны распоряжаться его судьбой на своё усмотрение. От этого фильма действительно несёт могильным холодом, и он стал поводом для не одной страшилки, рассказанной у костра (по собственному опыту).
“Прогулка по эшафоту”, фильм ужасов, где сыграл главную роль Дмитрий Певцов, несомненно, законодатель моды для современного арт-хаусного кино, здесь непонятное переплетается с модернизацией и воплощены в плёнке такие размытые образы и мысли, казалось бы, которые нельзя снять и показать в медиа.
В 1989 году в СССР выходит фильм “Псы”, снял который Дмитрий Светозаров. В нём сыграли такие великие актёры как Михаил Жигалов, Юрий Кузнецов, Андрей Краско и многие другие. Это фильм про собак-людоедов, которые обитают в заброшенном, пустынном городке и группу охотников, которая послана за их шкурами. Здесь наблюдаются явные параллели между людьми и природой, между тем, как человек нецелесообразно использует мать-природу и как та мстит ему за это.
В эпоху СССР были также произведены на свет такие фильмы как “Пьющие кровь”, где вампирами и упырями представлены высокосветские дамы и статские советники, которые, как и все ходят на балы и там же выбирают себе жертву; “Люми“, так же фильм из разряда “horror“, может не настолько жуток, как те, о которых мы говорили ранее, но всё же в разряд детских сказок о мстящем людям снежном человеке его отнести нельзя.
Есть и многие другие фильмы ужасов, которые бередили умы людей перестроечной закалки: “Господин оформитель“, “Феофания, рисующая смерть“, “Монстры“, “Хаги-Тарргер“, “Притяжение“, “Гвозди“. Здесь мы даже и не будем говорить о таких фильмах как “Вий“ и “Десять негритят“, эти киношедевры и сейчас все хорошо знают и помнят.
Именно эти фильмы, которые снимались в трудную для России эпоху, зародили многие характеристики, которые сейчас применяются в современном арт-хаусном кино, а значит эти фильмы до сих пор актуальны, так как, в отличии от западного кино и, в частности, современного российского, они были исполнены честности, гениальной фантазии, философии и настоящей любови всех, кто трудился над этими фильмами, к своему делу.
«Люми» — пришел в мир людей, чтобы поржать