Тема контакта человечества с внеземными существами давно будоражит фантазии художников со всего мира. Ей посвящены сотни фильмов, книг, компьютерных игр и других произведений искусства. И именно ей посвящен фильм «Прибытие» канадского режиссера Дени Вильнева.
Интерес к фильму у автора этой рецензии не возник сам собой. «Прибытие» было высоко оценено как критиками, так и зрителями, фильм был номинирован на кучу престижных наград, в том числе Оскаров, собрал неплохую кассу… Да и вообще, фильм назвали чуть ли не одним из лучших научно-фантастических фильмов в истории кинематографа. В дополнение перед этим Вильнев снял непревзойденный криминальный триллер «Сикарио». Ну, как же не посмотреть «Прибытие»?
Итак, жила на свете переводчик / лингвист доктор Луиза Бэнкс в исполнении Эми Адамс. Никого не трогала, преподавала в университете. Вдруг прилетели из космоса и приземлились в нескольких точках Земли какие-то непонятные корабли. Дизайн у кораблей интересен: если взглянуть с одной стороны — они похожи на куриные яйца, а если взглянуть с другой — на оторванную шапку грибов. Прилетели, значит, застыли в паре метрах над землей и больше ничего. Нет никаких тебе контактов с людьми, например сигналов на спутники. Земные ученые и военные не стали ждать у моря погоды — сразу погнали к кораблям, поставили рядом с местами дислокации кораблей пришельцев научные лагеря, уже и в корабле проникают и будто какие-то контакты пытаются установить.
И в это время к доктору Бэнкс прибывает «Последний король Шотландии» (или «Пес-призрак») Форест Уитакер в форме военного и говорит, что найти общий язык с пришельцами не получается, «по-нашему» они не говорят, только выдают какие-то потусторонние звуки, похожие на урчание в животе. А она по ходу, единственная на планете может расшифровать загадочный язык инопланетян. Почему именно она — тайна дырявого сюжета. И ничего, что американские спецслужбы имеют собственный штат сотен лингвистов и дешифраторов, на которых ежегодно тратят приличные бюджеты — неважно, надо брать гражданского и только Бэнкс может помочь. В помощники ей дают какого-то чувака в исполнении Джереми Реннер, который нужен доктору и сюжету фильма, примерно как зайцу стоп-сигнал. Вся эта тусовка прибывает в один из кораблей, который завис где-то над Америкой.
Внешний вид инопланетян — это что с чем-то. Первое появление вызвало ассоциации с Ктулху, но в течение просмотра стало понятно, что это обычные человеческие руки, но зафотошопленые — увеличенные в размерах, удлиненные, окрашенные в черный цвет, и добавлен один палец. Но все равно, это пара рук, в тумане даже видны очертания «владельца».
Инопланетяне дальше бормочут что-то непонятное, но Докторша пишет на табличке пару слов и показывает пришельцам. Те, оказывается, также грамотные, и пишут на своем стекле какие-то непонятные каляки-маляки. Почему технологически развитые пришельцы, которые могут построить космические корабли, способные на межзвездные путешествия не могли расшифровать хотя бы один из человеческих языков и войти в контакт с людьми через космические спутники и установить более толковый контакт — неясно. Ну, ладно, говорить по-человечески вы не можете, но расшифровать и написать человеческие буквы вам религия не позволяет? Кроме того, фильм не объясняет, каким образом Докторша расшифровывает язык инопланетян.
Но дальше страсти начинают накаляться — в процессе очередного контакта Докторша переводит очередную фразу инопланетян как «выберите оружие». Поскольку информация о результатах контактов сразу расходится по миру, все человечество начинает недовольно бубнить. Докторша, правда, оправдывает инопланетян, мол, их речь сложная и фраза может иметь другое значение. Так, может, надо было сразу озвучить это «другое значение», а не ставить под угрозу первый контакт человечества с внеземной цивилизацией. Вот что бывает, когда к столь ответственной работе привлекают неподготовленных людей со стороны.
Больше всего от полученной информации срывает крышу китайцам. Их генерал армии ставит инопланетянам ультиматум — «убирайтесь прочь или ударим по вам ядерным оружием». Неизвестно, этот выскочка учил историю человечества, и знает, что случаи, когда с колонизаторами пыталось воевать менее развитое в плане техники и вооружения местное население. Вдруг этот контакт с инопланетянами — единственная надежда человечества? В принципе, и среди американцев находятся недоумки из числа военных, которые, игнорируя приказ, закладывают в корабль пришельцев взрывчатку. Пожалуй, стремятся оставшуюся жизнь провести за решеткой. Правда, взрыв кораблю не вредит, а Докторша таки узнает от инопланетян, зачем они пришли на Землю за тридевять галактик.
А теперь держитесь за стулья! Оказывается, с помощью своего уникального языка, инопланетяне видят будущее. Так они увидели, что в будущем (через пару тысяч лет) люди помогут этим инопланетянам выжить. Поэтому и прибыли на Землю, чтобы предварительно научить людей своего языка, а также помочь решить внутренние проблемы человечества. Итак, поскольку инопланетяне видели будущее, то хорошо знали (ну, должны были знать, если бы в фильме была логика), кто такие люди, что они собой представляют, которая их природа, особенности общения… Но их прибытия для контакта с людьми аналогичное тому, если бы человек пришел на экзамен по-русскому, не зная ни одной буквы алфавита.
Но если вы думаете, что сюжетная дыра на этом закончилась — вы ошибаетесь. Нужно еще успокоить китайского генерала. Далее — внимание! Для этого инопланетяне посылают доктору видения с мирного будущего, где сам китайский генерал говорит Бэнкс, которую фразу она должна сказать ему из прошлого (нашего настоящего), чтобы тот не выстрелил по инопланетянам (это предсмертная фраза его покойной жены). И она звонит генералу, говорит эту фразу, тот умиляется и отменяет запуск ракет. Почувствуйте всю космическую гениальность и, главное, правдоподобность данного сюжетного хода!
Что тут еще добавить? Фильм длинный и тягучий. Это такой режиссерский стиль Вильнева — подавать события постепенно, неспешно. Но если в фильмах «Сикарио» или «Враг» есть сюжет и это способствует нагнетанию сюжетной напряжения, то с «Прибытие» этот номер не проходит. В фильме, который позиционируется, как серьезная научная фантастика нет логического сюжета. Зрелищных сцен, которые разбавили скучный рассказ тоже нет — это не боевик.
Причем практически все в фильме подано без тени юмора и самоиронии. Все ходят с серьезными мордами, как вот здесь и сейчас поднимаются вопросы создания вселенной. Возьмите фильм «На грани будущего» — там тоже есть дырявый сюжет, но создатели фильма это понимали и обогатили фильм юмором, благодаря которому фильм приятно смотреть. Даже в другом фильме под названием «Прибытие» режиссера Дэвида Туи была создана атмосфера триллера, когда главный герой не знает, кто из людей, которых он встречает — замаскированный инопланетянин.
Фильм неплохой только с технической стороны — оператор умеет обращаться с камерой, даже красиво снял сценку, где показан корабль пришельцев: вокруг зеленое поле, горы, за которые зацепляется туман… Красиво. Ну и визуальные эффекты приличные.
Честно говоря, последний раз такое разочарование после просмотра фильма в жанре научной фантастики было после «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Пожалуй, не стоит режиссерам уголовных и драматических фильмов лезть в научную фантастику. Но когда подобные фильмы получают признание и зрителей, и критиков хочется крикнуть на всю вселенную один вопрос: «Что с вами такое, люди?!».
Рецензия автора будет бодрее самого фильма. Кино не для всех это еще слабо сказано, что произашло в конце, я так и не понял, видимо в этом и была идея)