Густав Климт (14 июля 1862 — 5 февраля 1918) — великий австрийский художник. Является основоположником модерна в австрийской живописи. В творчестве этого художника множество замечательных работ, которые сегодня признаны шедеврами мировой живописи и находятся в самых крупных музеях. Одной из самых известных является «Портрет Адели Блох-Бауэр I».
«Портрет Адели Блох-Бауэр I» — картина, написанная в 1907 году. У работы также имеются и другие названия: «Адель Блох-Бауэр», «Золотая Адель», «Австрийская Мона Лиза». Холст, масло. Размеры: 138 × 138 см. Находится в музее немецкого и австрийского модернистского искусства XX века «Новая галерея» в Нью-Йорке. По некоторым данным, владелец Новой галереи в 2006 году заплатил за эту картину для своей коллекции рекордную сумму — 135 миллионов долларов.
Картина представляет собой женский портрет, выполненный в стилистике модерна. Здесь преобладают золотые тона, потому другое название полотна — «Золотая Адель». Среди орнаментов и узоров выделяется реалистичный портрет женщины. Густав Климт поместил в картину реалистично написанные лицо, плечи и руки Адели Блох-Бауэр. Ниже можно угадать форму платья женщины. При детальном рассмотрении картины можно понять, что женщина сидит в кресле. На заднем плане можно увидеть форму спинки, сбоку — подлокотники. Портрет женщины на золотом фоне виден очень чётко, так как контрастирует с ним бледной кожей.
История картины началась в 1903 году, когда Густав Климт получил заказ от Фердинанда Блоха создать портрет его жены. По некоторым предположениям, Фердинанд узнал об измене своей жены с Густавом Климтом и сделал заказ в надежде, что в процессе написания картины та ему просто-напросто наскучит. Женой представителя крупной еврейской буржуазии была Адель Блох-Бауэр (1881-1925), которая являлась дочерью генерального директора венского банковского союза Морица Бауэра. Семья Блох-Бауэр поддерживала художников и писателей, в число которых входил и Густав Климт. На момент написания портрета ей было 26 лет.
Заказ пришёлся на так называемый «золотой период» творчества Густава Климта, когда тот, вдохновлённый украшенными золотом церковными мозаиками в Италии, стал использовать золотые оттенки в своих работах. Золотой модерн Густава Климта превратил портрет Адели в нечто совершенно необычное. Реалистично изображены только голова, руки и плечи, всё остальное представляет собой абстрактный фон с орнаментами, в которых можно угадать форму платья и кресла.
Густав Климт, который был дружен с семьёй Блох-Бауэр, а также самой моделью его картины Аделью, в последующем написал с её участием ещё несколько полотен «Портрет Адели Блох-Бауэр II», «Юдифь I» и «Юдифь II».