Если фильмы других жанров показывают наши мечты и фантазии, то фильмы ужасов обнажают наши страхи, что дает человеку некий прилив адреналина, который подкрепляется современными спецэффектами. Изначально фильмы ужасов основывались на легендах о демонах и колдунах, а также привидениях и живых мертвецах.
Первым экранизированным вампиром стал Макс Шрек в фильме режиссера Ф.В.Мурнау «Носферату» (1922г). Ужасом данной картины была зловещая тайна, а не кровавое побоище, как принято сейчас, а одним из первых экранных ужасов в стиле немого кино принято считать работу Этьена Робертсона «Фантасмагория» (1798г), которая будоражила умы людей еще во времена Французской революции.
Сильное влияние на развитие данного жанра оказали театральное течение «гран-гиньоль», который заключался в «кровавых убийствах» и мистических превращениях прямо на сцене, и готические романы, ставшие популярными в конце 18ст. Основой таких романов всегда служили мрачные замки и монастыри, а его героями были уже известные нам Франкенштейн, доктор Джекилл и многие другие. Ярким примером готического стиля можно назвать «Замок дьявола» (1896г) Жоржа Мельеса, который, наряду с фильмами других жанров, можно посмотреть в онлайн-кинотеатре Cinemaxx.
1920 г. приносит фильмам ужасов заметные перемены. Так, в Голливуде Лоном Чейни была создана галерея образов упырей и вурдалаков при помощи только грима и актерского мастерства, а в Германии вышел первый фильм в стиле «Horror». Картины наводили ужас за счет необычных ракурсов съемки и мастерского сочетания игры светотени. И, конечно же, соответствующая музыка дополняла фантазию зрителя. Также, многие монстры покидали свои владения и могли появляться в самых неожиданных местах и даже времени, но при этом строго соблюдались традиции каждого персонажа (убить оборотня только серебряной пулей, вампир не отражается в зеркале и т.д.).
Благодаря уникальности источников, режиссеры снимают свои картины не меняя сюжета и героев, и каждая такая лента наводила ужас и восхищение. Примером этому служат многочисленные фильмы о докторе Джекилле и мистере Хайде, каждый из которых имеет свой сюжет, так как рассказ идет от разных лиц. Следует упомянуть и тот факт, что данное произведение тесно переплетается с легендой о «доппельгенгере», духе – двойнике, который впервые появился на экран в картине режиссера Пауля Вегенера «Парижский студент» (1913г).
Современные фильмы ужасов пестрят компьютерной графикой, что делает их более реалистичными, и содержат в себе тонкий элемент психологии, это выводит данный жанр кино на новый уровень.