Главная / Истории создания картин / Картины Щедрина «Вид на Павловский дворец» и «Вид на Мариентальский пруд» — это одна картина!

Картины Щедрина «Вид на Павловский дворец» и «Вид на Мариентальский пруд» — это одна картина!

Картины Щедрина Вид на Павловский дворец и Вид на Мариентальский пруд

В истории русского искусства есть полотна, о которых говорят не только как о живописи — их биография порой столь насыщенна, что напоминает судьбу человека. Одним из таких произведений является монументальный пейзаж кисти Семёна Фёдоровича Щедрина, написанный по заказу императора Павла I, — картина, которая сегодня известна под двумя названиями: «Вид на Павловский дворец» и «Вид на Мариентальский пруд». Когда-то они были единым целым, но история распорядилась иначе.

Созданная в конце XVIII века, эта работа Щедрина была частью амбициозного художественного проекта — оформления Большого зала Михайловского замка. Павел I, стремясь придать новой императорской резиденции облик просвещённой монархии, поручил лучшим пейзажистам своего времени — Щедрину и Андрею Мартынову — написать серию панорамных полотен с видами дворцов и садов, в первую очередь, Павловска, столь любимого им и его супругой Марией Фёдоровной.

Картина Щедрина — тогда ещё единая — представляла собой живописную композицию с тонким делением на две смысловые части. В центре — крупное дерево, как визуальное разграничение между двумя пейзажами: с одной стороны — возвышающийся над берегом Славянки Павловский дворец, с другой — умиротворённый Мариентальский пруд с деревянным павильоном Трельяж и редким изображением дворца графа И. П. Кутайсова. Эти постройки, увы, не пережили времени: ни сам Кутайсовский дворец, ни павильон не дошли до наших дней, и благодаря полотну Щедрина у нас осталась едва ли не единственная живая визуальная память об этих памятниках архитектуры.

Удивительно, но и оранжерея, запечатлённая в левом фрагменте пейзажа, долгое время оставалась скрытой от глаз. Лишь в 2024 году, во время реставрации, специалисты обнаружили под слоями пожелтевшего лака изображение нагорной оранжереи с открытыми фрамугами. Историки предполагают, что речь идёт о вишнёвой оранжерее, ведь известно, что Мария Фёдоровна особенно любила вишню.

После трагической гибели Павла I в 1801 году картина была вывезена в Академию художеств. Спустя несколько десятилетий, при Николае I, её переместили в Гатчинский дворец. Именно там, как полагают исследователи, и произошло деление картины на два самостоятельных полотна. Разделение было во многом обусловлено самой композицией: крупное дерево в центре словно заранее предвосхитило будущую «границу».

В годы Великой Отечественной войны «Вид на Павловский дворец» и «Вид на Мариентальский пруд», уже в качестве двух самостоятельных произведений, были эвакуированы из Гатчинского дворца и сохранены в Центральном хранилище музейных фондов. В 1956 году оба холста поступили в Павловск — возвращение, символически завершившее круг их путешествия. С тех пор они стали неотъемлемой частью постоянной экспозиции музея-заповедника.

Однако на этом история не закончилась. В 2010 году, перед выставкой «Императорский Павловск. Художественные коллекции» в Перми, картины были не просто отреставрированы — их впервые за десятилетия вновь соединили в общую композицию. Хотя каждое полотно сохранило свою самостоятельность, специалисты воссоздали их в единой багетной раме, восстановив изначальный художественный замысел. После возвращения из Перми была проведена ещё одна реставрация — на этот раз «Вида на Павловский дворец».

Сегодня, в изысканном Малиновом кабинете Павловского дворца, эти два пейзажа вновь встречают посетителей как братья, разделённые временем и обстоятельствами. Сюжет, в котором запечатлены не только архитектурные шедевры XVIII века, но и дух эпохи, её вкусы, эстетика и тончайшее восприятие ландшафта, говорит о таланте Щедрина как художника и летописца российской истории.

По теме: ,

👤  | 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *