Маркетплейсы — торговые онлайн площадки, которые размещают товары разных сторонних продавцов. Они пользуются особой популярностью у потребителей, на их долю приходится около 50% онлайн-покупок мира. Продавцу выгодно размещение товаров на различных маркетплейсах, так как это не требует создания интернет-магазина, организации доставки и настройки онлайн-платежей. Потребители экономят время, выбирая товары различных брендов в одном месте.
Принцип работы маркетплейсов
Маркетплейс кардинально отличается от сайта агрегаторов. Последний размещает фото товара, а затем перенаправляет потенциального покупателя в онлайн-магазин продавца. В маркетплейсе сделка совершается непосредственно на площадке. Покупатель выбирает нужный товар и кладет его в корзину, после чего оплачивает покупку и оформляет доставку заказа. Поэтому интернет-магазин обычно остается вне сервиса. Например, клиент будет думать, что сделал покупку на «Алиэкспресс», а на самом деле он приобрел продукцию у партнера или поставщика.
Размещение и продвижение товара
На сегодняшний день существует 2 варианта сотрудничества с площадкой маркетплейсом:
Продавец выгружает товары на витрину площадки, но они хранятся на его складе. Когда поступает заказ от покупателя, маркетплейс уведомляет об этом поставщика и он подготавливает продукт к отгрузке. Посылку с заказом он передает курьеру или самостоятельно отвозит в пункт приема. Подобным образом работают площадки: Яндекс.Маркет, Goods, Ozon.
Продавец отвозит товар на склад, а маркетплейс решает все остальные вопросы: размещает их на сайт, консультирует клиента, принимает заказ и оплату, осуществляет упаковку и доставку заказа. Такой формат поддерживают площадки Ozon, LaModa, WildBerries, Яндекс.Маркет.
В процессе сотрудничества с маркетплейсом, продавец товара должен выполнять правила площадки: делать скидки, участвовать в совместных акциях и предлагать программы лояльности.Помимо этого, на каждой из площадок имеются индивидуальные особенности и внутренние распорядки, например, комиссии за дополнительные услуги и штрафы.
Базовые требования для партнеров, размещающих товары на витрине маркетплейса:
- Регистрация продавца (юрлицо, самозанятый, ИП).
- Прохождение верификации, включающая предоставление данных и прохождение модерации.
- Крупные маркетплейсы могут требовать предоставить печать штрих-кодов на товары.
- Отдельные категории продукции должны иметь документы: сертификат, лицензию и т. д.
- Доставка товара на склад площадки (по договоренности).
Критерии выбора маркетплейса
Продавец, который размещает товар на площадке должен учитывать следующие нюансы и параметры:
- Размер комиссионных сборов и обязательных платежей. Например, комиссии в Goods — от 3%, площадка CDEK.MARKET требует около 10 %, а Lamoda и Ozon берет 40-70% от стоимости товара.
- Доставка. Продавцам доступны разные способы отправки товара: курьерские службы, доставка до постаматов или пунктов самовывоза. Но на разных площадках имеются свои нюансы. Например, воспользоваться обслуживанием от Goods возможно только в случае, если склад расположен не дальше 50 км от МКАД.
- Оплата. Маркетплейсы могут выступать в роли платежных агентов, что избавляет продавца от хлопот с онлайн-кассами. Стоит учитывать, что большинство маркетплейсов осуществляют отсроченные выплаты.
- Размещение идентичного товара на других площадках. Некоторые маркетплейсы могут отказать в постоянном сотрудничестве продавцу, который уже выставил свою продукцию у конкурентов.
- Удобство выгрузки товаров. Например, сервис Lamoda требует только высококачественные фото, а описание продукции проходит жесткую систему модерации. На сервисе «Беру»достаточно сдать каталог и прайс-лист, которые сопоставляются с карточками товаров.
Стоит учитывать, что не все товары выгодно размещать на маркетплейсах. К примеру, некоторые товары не будут востребованы из-за отсутствия целевой аудитории. Поэтому прежде чем начинать продвижение на маркетплейсах надо изучить, какие категории товаров продает конкретная площадка. Если не получается разобраться с маркетплейсами самостоятельно, то чтобы не терять время и ресурсы на изучение новой для вас области, можно отдать процесс продвижения товара на аутсорсинг.