Кубизм — направление в изобразительном искусстве, которое считается одним из самых ярких в истории живописи. Несмотря на то, что кубизму уже более ста лет, многие совершенно не понимают, что это за направление и как можно его понять. Почему художники вдруг начали использовать такую манеру изображения, вместо того, чтобы продолжать писать обычные картины, понятные всем и каждому?
Кратко стоит рассказать, что авангардные течения стали активно развиваться в XIX-XX веке. Считается, что художников к этому подвела академическая школа живописи, которая к тому времени, хоть и развивалась достаточно стремительно, но при этом превратилась чуть ли не в урок по черчению.
Художники при написании картин просто не могли отойти от основных правил академической живописи, где всё прописано до мельчайших деталей — как рисовать тот или иной объект, какие у него должны быть цвета, какие пропорции, как должны располагаться фигуры и т.д. В итоге живописцам перед написанием картины должны чертить схемы по линейке и затем закрашивать. Причём с некоторыми из академических приёмов живописи художники были несогласны, так как они не передавали истинную природу вещей, их настоящий вид, облик, характеристики.
К тому времени практически единственный метод живописи уже начинал приедаться и художникам, и зрителям. В итоге стали появляться авангардные направления — импрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и другие.
Кубизм как раз одно из явлений этого несогласия художников с установленными законами изображения, однотипными и достаточно скучными, не дающими возможностей для максимального самовыражения.
Заключается кубизм в том, что художник раскладывает обычные объекты, например, людей, дома, животных, на геометрические формы. Трёхмерный объект разбирается на несколько геометрических двухмерных фигур, которые расположены в разных ракурсах. При двухмерном изображении, за счёт особого положения этих самых «кубиков», демонстрируются такие стороны объекта, которые при обычной живописи показать просто невозможно.
Вдохновителем первых художников кубистов стал постимпрессионист Поль Сезанн (1839-1906). Сезанн хоть и не был кубистом, однако некоторые элементы последующего направления применял в свой живописи, в частности, изменял перспективу таким образом, чтобы показать объекты с разных сторон, и намеренно упрощал некоторые объекты до лаконичных геометрических форм. Именно эти принципы вошли в базу или основу кубизма. Максимальный лаконизм форм и геометризация для более полноценного показа и упрощения восприятия в последующем переняли художники, которые создали целый пласт культуры, названный кубизмом, который породил новые ответвления, стили и жанры живописи, в частности, кубофутуризм, супрематизм и другие.
Первым и главным кубистом считается Пабло Пикассо (1881-1973). Вместе с такими художниками, как Жорж Брак (1882-1963) и Хуан Грис (1887-1927) стал основоположником жанра.
Искусствоведы полагают, что на возникновение кубизма повлияла не только живопись Сезанна, но и ошибка самих художников. Так, в своём письме Поль Сезанн написал молодому Пабло Пикассо, что натуру нужно рассматривать в виде простейших форм. В принципе, это является основой изучения живописи, когда изначально объекты должны восприниматься как простая геометрическая форма, на основе которой строится уже сам объект со всеми деталями и нюансами, это и имел в виду Поль Сезанн. Однако Пикассо и его единомышленники восприняли совет Сезанна буквально, что дало толчок к развитию именно такой манеры изображения.
Первой картиной, которая стала отправной точкой кубизма стала «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо. Картина была написана в 1907 году. В этой картине, как известно, художник руководствовался не только примером Поля Сезанна, но также и африканской скульптурой, которая, как известно, также оказала немалое влияние на творчество Пабло Пикассо и развитие кубизма.
Термин «кубизм» появился в 1908 году. Его случайно дал новому жанру Анри Матисс (1869-1954). Когда Матисс впервые увидел картину Ж. Брака «Дома в Эстаке», он произнёс такие слова: «Что за кубики». В итоге новый жанр в живописи стали называть кубизмом.
Со временем кубизм постоянно трансформировался. Каждый художник на определённом этапе своего творчества привносил в него что-то своё. Изначально художники раскладывали объекты на геометрические формы (Сезанновский период кубизма). Затем художники стали отходить от такого простого способа, стали изображать формы в хаотическом порядке, накладывая их друг на друга, стали стирать границу между формой и пространством (Аналитический кубизм). После художники стали использовать комбинации форм, фактуры, линии, узоры (Синтетический кубизм).
Помимо вышеназванных художников, известными кубистами также можно назвать таких, как Б. Кубишта, Э. Филла, М. Вебер, Фернан Леже, Марсель Дюшан. В России с кубизмом экспериментировали П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков, Р. Р. Фальк, К. С. Малевич, В. Е. Татлин и другие.