Арчибальд Джон Мотли (Archibald John Motley, 07.10.1891 – 16.01.1981) родился в Новом-Орлеане (штат Луизиана), большую часть своей жизни провел в Чикаго (штат Иллинойс). Там он закончил Englewood High School, ему предложили стипендию в архитектурном колледже, но он отказался от нее, предпочтя заниматься живописью и изучать историю искусства. Он получил прекрасное классическое образование в Art Institute of Chicago, но его модернистские работы не вписывались в рамки образовательной программы. Он закончил обучение в 1918 г. и все это время и после он придерживался модернового стиля.
Успех сопутствовал ему в самом начале карьеры. В 1927 г. его картина «Mending Socks» («Починка носков») стала самой популярной на выставке в Newark Museum в Нью-Джерси. В 1928 г. он был награжден Harmon Foundation Award, а затем стал первым афроамериканским художником, организовавшим персональную выставку в Нью-Йорке. Из двадцати шести выставленных картин он продал двадцать две.
Починка носков (Изображена бабушка художника)
В 1927 г. Мотли претендовал на стипендию Гуггенхайма (Guggenheim Fellowship), но получил ее лишь в 1929 г. и отправился на год во Францию. В то время мода на африканское искусство набирала обороты, и многие художники отправлялись на черный континент в поисках новых эмоций, Мотли черпал вдохновение в работах великих мастеров эпохи Возрождения в Лувре. Особенно его интересовали работы Делакруа, Хальса и Рембрандта, он смог найти в них такую утонченность и развитость, которая могла пригодиться в его художественных изысканиях. Об этом свидетельствуют портреты, выполненные Мотли: они нарисованы с точным соблюдением западной традиции, только обновлены афроамериканскими характерами. В 1930-х гг. Мотли работал в государственной Works Progress Administration, выполняя серию фресок о афроамериканской жизни в штате Иллинойс. В 1948 г. умерла его жена и одновременно с этим у художника начались трудные времена. Он брался за разные работы, ему даже пришлось выполнять иллюстрации душевых шторок. В 1950 году он совершил несколько поездок в Мексику и начал писать мексиканские пейзажи.
Кафе. Париж
На улице. Париж
Гуанахуато. Мексика
Арчибальда Мотли всю жизнь занимала проблема расовой идентификации. Он жил в благополучном южном районе Чикаго, где царила расовая терпимость. Кожа Мотли была достаточно светлой, в среде афроамериканцев он был скорее аутсайдером, он не мог ассоциировать себя ни с той ни с другой стороной. И вместо того, чтобы определиться со своей расовой идентификацией, он направил свою творческую энергию на изображение расовой принадлежности с помощью всего спектра цветов кожи. Каждому отдельному человеку на полотне он придавал особый афроамериканский характер, используя градации цветов кожи. Он понял и показал, как оттенок кожи человека влияет на его статус в американском обществе.
В 1920-х и 1930-х гг. Мотли пишет серию портретов. Он сосредоточил свое внимание на женских портретах смешанного расового происхождения, обозначая названия степеней смешения африканской крови: окторон, квартерон, мулат («octoroon», «quadroon», «mulatto»). Эти портреты говорили, что тон кожи является лакмусовой бумажкой для идентификации человека, определяет разнообразие и плюрализм самого общества. Эти «маркеры черноты» настолько неустойчивы, что, глядя на его портреты, часто невозможно определить вид расовой смеси, и приходится обращаться к названию работы. Мотли говорил с белой и черной аудиторией по-разному: афроамериканцам он хотел показать, насколько их расовая принадлежность достойна уважения, и ее нужно ценить, белые слышали от него призыв к отказу от расовых стереотипов. Так же как каждый человек имеет свой тон кожи, так каждый из нас имеет свои уникальные черты.
Квинтэссенцией такой градации стал портрет девушки: изящная молодая женщина с черными волосами, темными глазами и светлой кожей сидит на диване, прислонившись к красной стене. Она смотрит прямо на зрителя спокойным взглядом, ее лицо безмятежно. В этой девушке течет 1/8 негритянской крови, и ее портрет должен был стать символом социального, расового и экономического прогресса. Вы видите перед собой девушку не только с европейскими чертами, но и европейским воспитанием. Она – афроамериканка, но никак не соответствует стереотипам. Художник просит зрителя отвлечься от генетических показателей, и обратить внимание на ее уверенность и достоинство.
Девушка-окторон
Девушка-окторон
Портрет женщины
Его самыми популярными работами являются картины с изображением ночных сцен, написанные под влиянием джаза. В его работах ярко отображена клубная черная культура, которая так отличалась от привычных представлений об афроамериканцах с юга Америки. Интересно отметить, что Мотли никогда не жил в гетто. Он родился в состоятельной семье, жил в респектабельном районе Чикаго, был женат на белой немке, и не являлся частью этой культуры, как его герои. А люди на его картинах – это жители района Бронзвиль в Чикаго, который предоставлял убежище всем иммигрантам с юга. В этих работах нет центрального повествования, здесь много действующих лиц, а сцена для них – улица. Художник позволяет зрителю найти себя в этой толпе.
Хотите сделать настоящий подарок своей девушке? Лучшим выбором для вас станут золотые кольца на сайте Diamond Gallery. Широкий ассортимент колец на все случаи жизни.
Автопортрет
Субботний вечер