Главная / Другие статьи / Амазонки в контексте скифского и сарматского общества

Амазонки в контексте скифского и сарматского общества

В археологической науке сложились определенные взгляды на захоронения женщин с оружием, которых современные исследователи назвали амазонками.

Такие погребения наиболее часто встречаются в раскопках захоронений, датируемых скифо-сарматским периодом. Важные воспоминания об амазонках содержатся в сведениях древних писателей: Геродота, Псевдо-Гипократа, Диодора Сицилийского и других. Находят множество изображений и мозаик греческого происхождения, на которых, наряду с мужчинами-воинами, изображены так же вооружённые женщины. Но все эти сведения разнятся.

Объясняется это, вероятно, тем, что в VIII в. до н. э. начались времена Великой греческой колонизации, в результате которого из Греции в разные стороны мира двинулись потоки различного населения. На новой территории все непонятное они объясняли привычными для них терминами. Так случилось и с легендой об амазонках. Однако вооруженных женщин скифского и сарматского общества вряд ли уместно отождествлять с амазонками Геродота. В отличии от ойропата (мужеубийц) в основной своей массе скифские воительницы были пешими и легковооруженными представительницами особых отрядов скифского и сарматского войска.

Рассматривая археологический материал из погребения амазонок, можно сказать, что они жили по всей географической территории поселения скифов и сарматов на протяжении всего периода заселения этих племен живущих в Восточной Европе. При этом в разные периоды развития их общества количество женщин похороненных с оружием не одинаково. Так, у скифов наибольшее количество погребений характерно для раннего периода. Со второй половины IV в. до н. э. их количество резко уменьшается, а в некоторых регионах и совсем исчезает. Объясняется это, по-видимому, тем, что в этот период у скифов происходит становление государства и соответственно увеличивается гарантия безопасности членам общества. В сарматском обществе участие девушек в военных конфликтах также носят разновременной характер. Так, наибольшее число захоронений военизированных женщин встречается на блюменфельдском этапе (VI-IV вв. до н. э.), реже в прохоровской культуре (IV-II вв. до н. э.), еще меньше в среднесарматский период (ІІ в. до н. э. – ІІ в. н. э.).

Хотя захоронения женщин с предметами войны среди скифов распространены довольно широко, вряд ли можно говорить о полной военизации скифских женщин. Скорее это были отдельные части армии или отряды воительниц обученных специальным образом, которые использовались при особой необходимости.
Известно, что среди сарматского населения роль женщин была довольно велика, все женщины одевались в мужской костюм и имели право участвовать в войне наравне с мужчинами. Особенно это касалось незамужних девушек. Наиболее часто в женских погребениях встречаются полные колчанные наборы. Это позволяет думать, что в сарматском обществе с женщин также формировался отдельный отряд лучниц.
Сравнивая общество скифов и сарматов, можно увидеть много общих точек соприкосновения. В том числе в обоих случаях встречаются погребения женщин с оружием. Во всех легендах, которые рассказывают о происхождении амазонок, отмечается, что появление такого института в античности — результат дальних походов и военных конфликтов, во время которых погибала почти вся часть дееспособного мужского населения. В подобной ситуации оставшиеся женщины на протяжении какого-то времени защищали свои земли и хозяйства, что подтверждается данными о существовании цариц ираноязычных кочевников. Подобная практика особо была популярной у саков, массагетов и сарматов.


👤  | 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *