Николай Николаевич Ге родился в Воронеже 15 февраля 1831 г. Его дед, Иосиф Ге, был французским дворянином, переехавшим в Россию, тем самым спасшись от революционного террора во Франции. Иосиф Ге был женат на дочери полтавского помещика. Его сын, Николай Иосифович Ге, участник отечественной войны 1812 г. Художник Николай Николаевич Ге – третий сын героя войны 1812 г. После смерти матери в 1841 г. семья Николая Николаевича приезжает в Киев, где в 10 лет он поступает на обучение в Киевскую гимназию, а затем поступает на физико-математический факультет Киевского университета, позже – продолжает обучение в Петербургском университете на аналогичном факультете. Он не окончил ни одного из этих курсов, его тяга к живописи была сильней интереса к математике. В 1850 г. он успешно сдает экзамены для поступления в Императорскую Академию Художеств.
Еще до поступления в Академию художник Николай Николаевич находит родственных себе по духу мастеров: он считал «Помпею» Карла Брюллова идеалом художественного достижения, но более всего притягательным для него был Поль Деларош: как в техническом плане, так и в плане содержания картин его творчество оказало на Ге значительное влияние (он побывал на его посмертной выставке в Париже).
За время учебы в Академии (7 лет) Ге Н.Н. был награжден малой золотой медалью за картину «Ахиллес оплакивает Патрокла» в 1855 г. и в 1857 г. большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы», а также награжден стипендией для поездки заграницу. В этой последней работе Николая Николаевича очевидно влияние К.Брюллова. В дальнейшем Ге будет часто видеть схожесть своих задуманных работ со стилем Брюллова, наполненных романтической патетикой.
Лейла и Хаджи Абрек (По мотивам поэмы Дермонтова Ю.М. «Хаджи Абрек»)
Суд Царя Соломона
Ахиллес, оплакивающий Патрокла
Саул у Аэндорской волшебницы
В 1856 г. художник женился на киевлянке Анне Петровне Забеле. В Европе Ге Н.Н. посетил Германию, Швейцарию, Францию и в 1857 г. обосновался в Италии. Ге старательно изучал предметы древнего искусства, историю Древнего Рима. Он выполняет эскизы к картинам, в основу которых были положены античные исторические сюжеты, — «Смерть Виргинии», «Разрушение Иерусалимского храма» и «Любовь весталки». Ему самому не нравились эти работы, картины не были воплощены. Ге слыл прекрасным портретистом, он написал с натуры множество этюдов.
Во время пребывания в Риме у Ге родились двое сыновей, и жить с ними в Риме стало неудобно, в 1860 г. художник переезжает во Флоренцию. Он начинает эскиз картины «Смерть Ламбертации», но оставляет эту работу.
Любовь весталки
Молодая итальянка в народном костюме. Этюд для неосуществленной картины
Смерть Виргинии
Мост в Вико
Возвращение с погребения Христа
Облака Фраскати
Разрушение Иерусалимского храма
Фраскати. Горные дали
Голова Богоматери
Голова апостола Андрея
Смерть Имельды Ламбертацци
Вид из Санто-Теренцо на Леричи ночью
Закат на море в Ливорно
Морской залив в Ливорно
Морской залив в Ливорно. Закат солнца
В Италии Ге знакомится с замечательным русским художником Александром Андреевичем Ивановым. Николай Николаевич видел некоторые работы Иванова, но они не произвели на него особого впечатления. Но все же, вглядываясь в его итальянские пейзажи, можно заметить такую точную манеру исполнения, какая была свойственная Александру Андреевичу. В это время Ге много читал Святое Писание, с интересом и пользой для своего творчества изучал работу Давида Фридриха Штрауса «Жизнь Иисуса», в этой точке он соприкоснулся с Александром Ивановым. Ге как будто начал понимать Евангелие с точки зрения искусства. Половина срока его пребывания в Европе подходила к концу, а показать что-либо стоящее сделанное за это время он не мог. Все его эскизы были невпечатляющими, он даже был намерен заявить об отсутствии у себя художественного таланта. Все эти обстоятельства создали довольно-таки накаленную атмосферу в его жизни и в 1863 г. он создает свою гениальную картину «Тайная вечеря».
Николай Николаевич начал работу над этим евангельским сюжетом, который был освещен талантом многих старых мастеров. Ге привнес много нового в эту сцену, наполнив ее нравственно-психологическим смыслом, постаравшись отойти от каноническо-религиозной догмы. Художник изобразил момент окончательного разрыва Иуды с Христом, когда он обозначил того своего ученика, который предаст его: Христос протянул кусок хлеба Иуде, тот, приняв его, уходит. Все фигуры на полотне крайне напряжены, но главный герой картины – Иуда (авторское название картины – «Отшествие Иуды»). Он стоит лицом к зрителю, но невозможно разглядеть его лица, фигура темная, к тому же он заслонил свет. Сам источник света находится на полу, из-за которого фигуры апостолов отбрасывают тени на стену. Сам художник утверждал, что Иуда не мог понять Христа, как материалисты не могут понять идеалистов. Наверное, в этом заключается нравственный смысл картины. Ге пошатнул традиции: Христос все более принимал образ обычного смертного человека без сияния нимба, позолоты, тем самым фигура Иуды выглядит грозно и величаво. Для Ге Иуда не просто предатель, а интересная и значительная личность, противник Христа и всего его окружения. К тому же интерьер помещения, где происходит действие, создан в соответствии с древними иудейскими обычаями – подобие «триклиниума», беленая комната и минимум мебели. Но это все детали. Главным мотивом картины «Тайная вечеря» были и остаются терзания Учителя, знающего о будущем предательстве своего ученика, но все же он готов на самопожертвование и бесконечную любовь к людям. Картина «Тайная вечеря» выставлялась в Петербурге в 1863 г. и имела оглушительный успех. Ге Н.Н. было присвоено звание профессора (минуя звание академика), а полотно приобрел цесаревич Николай Александрович в 1864 г. во Флоренции.
Тайная вечеря
В 1864 г. Ге Н.Н. возвращается во Флоренцию. Окрыленный успехом он начинает работать над эскизами евангельских сюжетов и выполняет большое полотно «Весть о Воскресении». Рисует много портретов, среди которых замечательный портрет А.И.Герцена, а также множество натурных этюдов. В 1867 г. его ждет разочарование: картина «Весть о Воскресении» на выставке Академии Художеств не имела успеха (критики посмеивались над его Марией Магдалиной, которая несла известие о Воскресении Христа, называя ее ласточкой или сорокой), как и «Христос в Гефсиманском саду». Эти последние неудачи заставят его на время отказаться от библейской темы и обратиться к русским историческим сюжетам.
Возвращение Товия
Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса, идущего к ним в дом. Эскиз неосуществленной картины
Весть о Воскресении
Вест о Воскресении
Портрет А.И.Герцена
Дубы в горах Каррары
Каррара
Каррара. Погрузка мрамора
Морской залив. Вико
Мраморная пильня в Карраре
Перевозка мрамора в Карраре
Портрет Иосифа Доманже
Портрет неизвестной в голубой блузе
Ущелье в горах Каррары
Христос в синагоге
Христос перед Анной
Христос в Гефсиманском саду
Сорренто
Иуда
«Итальянский период» художника длился 13 лет и закончился в 1870 г. Вернувшись в Петербург, он стал одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. В правлении Товарищества он выполнял функции казначея, где смог применить свои неординарные познания в математике. Как известно, в 1871 г. состоялась первая передвижная выставка, где Ге представил свою картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Многие годы, проведенные заграницей, оставили в характере Ге сильный отпечаток. В России он везде видел след петровских реформ, он посвятил эту картину 200-летнему юбилею великого самодержца. На картине изображено не просто противостояние отца и сына, государя и его преемника, но противостояние прогрессивного и старого рутинного образа жизни. Все новое – это Петр I: он реформатор, строящий новое государство, его достижения оправдывали все принесенные жертвы, он – энергичен и силен. Царевич Алексей – тщедушен и робок. В картине соблюдена историческая и психологическая достоверность, но от полотна идет ощущение холода, не только из-за обстановки, но и из-за душевного состояния обоих исторических персонажей. Не смотря на то, что картина имела большой успех, Ге Н.Н. был неудовлетворен результатом: художник был идеалистом, и для него было мучительно тяжело работать над героем, который, уничтожая христианские идеалы, строит великое самодержавное государство.
После успеха этого полотна началась череда неудач: его картины «Екатерина II у гроба Елизаветы» и «А.С.Пушкин в селе Михайловском» (картина была приобретена Н.А.Некрасовым) не встретили признания у публики. Но все же его талант портретиста не угасал: он написал портреты Тургенева, Некрасова, Костомарова, вылепил бюст Белинского.
Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы
Портрет Варвары Александровны Кочубей
Царь Борис и царица Марфа. Эскиз неосуществленной картины
А.С.Пушкин в селе Михайловском
В 1875 г. Николай Николаевич частично оставляет искусство, сосредотачивая внимание на вопросах морали и религии. Он приобрел небольшой хутор Ивановский близ станции Плиски на Украине, обосновался там, построил дом по своему вкусу (деревянный, снаружи обложен кирпичом, стены были выкрашены в коричневатый цвет, главным украшением дома были картины), занимался хозяйством, стал искусным печником и читал Евангелие крестьянам. Он пишет портреты родных и соседей, в 1879 г. пишет картину «Милосердие», но на выставке в 1880 г. она терпит сокрушительный провал. Ге уничтожил эту картину, написав поверх нее одно из своих самых противоречивых произведений «Что есть истина?» в 1890 г.
В 1882 г. Николай Николаевич Ге прочитал одну из статей Льва Николаевича Толстого и понял, что нашел своего единомышленника. Эти два человека уже встречались 20 лет назад в Италии, но их встреча было мимолетной. Теперь же Ге поехал к Толстому, и эта встреча во многом изменила не только образ, но и смысл жизни художника. Ге решил писать портреты всех членов семьи писателя, а так же его самого. В лице Толстого Николай Николаевич нашел себе прекрасного собеседника, в частности, в религиозных вопросах (интересно, что под влиянием Толстого Л.Н. Ге некоторое время совсем не писал красками, а иллюстрировал «Отче наш» карандашом). Ге приходит к мысли, что он должен писать наиболее трагическое событие истории – казнь Христа. Вся последующую жизнь Ге будет кидаться из крайности в крайность, но эти метания станут плодородной почвой для искания своей собственной истины.
Портрет Е.И.Забелло
Портрет А.В.Олсуфьева
Портрет Л.Н.Толстого
Кающийся грешник
В 1887 г. Третьяков Павел Михайлович захотел приобрести картину «Христос в Гефсиманском саду», Николай Николаевич перед продажей собирался покрыть картину лаком, сделать копию, и в конечном итоге в 1888 г. родилось полотно «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад». На картине изображен Христос со своими учениками, они выходят в сад после Тайной вечери, где Христос дал понять Иуде о том, что он знает о его будущем предательстве. Учитель поднял голову к небу, руки сложены в тревожном ожидании, его ученики спокойно спускаются вниз по лестнице. Их мысли еще находятся там, на Тайной вечере, и им не верится, что роковой час уже близок.
Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад
Теперь на каждой передвижной выставке появляются картины Ге, так он создал свой неоднозначный «страстной цикл» на евангельские сюжеты. В 1890 г. Николай Николаевич пишет картину «Что есть истина?» (она была представлена на 18-й передвижной выставке и личным приказом Александра III запрещена к показу; картину купил Третьяков по настоянию Толстого Л.Н.), а в 1891 г. — «Совесть. Иуда», где в который раз обращается к личности предателя и его одиночеству. Картина достаточно темная, не прочитав названия, даже невозможно понять, что на ней изображено. На переднем плане фигура закутанного Иуды, художник специально не изображает его лица: вся фигура этого человека говорит о его обреченности, растерянности и готовности к смерти. Он идет по дороге, а впереди него стражники и толпа иудеев уводят арестованного Христа. На этом полотне Иуда как будто уже мертв, тяжкие муки просыпающейся совести терзают его. Художник долго искал способ выразить свое отношение к этому Евангельскому персонажу, два раза он начинал эту картину и только на третий удовлетворился результатом. Картина вызвала много нареканий, критики не восприняли замысла художника.
Что есть истина? (Христос и Пилат)
Совесть (Иуда)
За этой картиной в 1892 г. последовал «Суд Синедриона. «Повинен смерти!» — одна из самых непонятных картин Ге из «страстного цикла». Сама картина большого размера – два на три метра. На картине изображен суд над Христом, который вершит Синедрион. Христос находится в углу картины, спиной к стене. Перед ним проходят первосвященники Анна и Каиафа в окружении своих слуг, и лишь первосвященник Никодим закрыл лицо руками, осознав всю несправедливость и жестокость суда. Перед Христом группа мужчин: один плюет ему в лицо, другой поднял палец, говоря ему что-то в назидание. Ге представил эту картину на 20-й передвижной выставке в 1892 г., и она сразу же подверглась жестокой цензуре и была снята с показа президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем: Николаю Николаевичу давно вменяли, что его Христос слишком очеловечен, слишком некрасив. Ге увез эту картину домой, где продолжал работать над полотном: он несколько раз исправлял фигуру и лицо Христа. После смерти художника его сын, Николай Николаевич Ге-сын, «Суд Синедриона. «Повинен смерти!» и «Распятие» отправил Л.Н.Толстому, картины были завернуты в газеты, из-за чего печатный шрифт в нескольких местах въелся в краску. В 1987 г. картина была передана в дар Третьяковской галерее, выставлялась несколько лет, а затем была передана в фонды. Полотно очень плохо сохранилось: лак потрескался, цвета изменились, красочный слой деформировался. Специалисты Третьяковской галереи много лет искали способы восстановления этого большого полотна, эта методика была разработана и картина спасена от влияния времени.
Суд Синедриона. «Повинен смерти!»
И в 1893 г. Ге Н.Н. пишет одну из последних своих работ – «Голгофа». Она не была закончена, и зритель увидел ее уже после смерти художника. Картина выполнена в чуть экспрессивной манере, широкими мазками. И снова Ге отходит от канонов Евангельской живописи. В центре картины изображен Христос и два разбойника: Сын Божий сокрушается от безысходности, справа от него нераскаявшийся разбойник, полуобнаженный, с искаженным лицом, слева – преступник, покаявшийся за свои поступки, он отвернулся от зрителя. Крест мы можем заметить, если проследуем взглядом за властной рукой легионера, склон горы Голгофа лишь намечен. Эта картина была новаторской по исполнению, художник, изображая лишь минуту из жизни людей, передал целую гамму чувств и эмоций.
Голгофа
И все же апогеем «страстного цикла» Ге Николая Николаевича стали картины «Распятие». Процесс их создания невозможно вогнать во временные рамки: эти мучительные поиски истинного отображения страданий Христа на кресте продолжались много лет, он переписывал полотно несколько раз до основания, он создал множество эскизов маслом, осталось несколько альбомов графических зарисовок. Ге начал работу над этим полотном в 1889 г. Во время работы он впадал в какое-то особое состояние, он работал весь день, а вечером выполнял эскизы. Христос у него изображен на кресте в тот момент, когда кричит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Рядом с ним на крестах распяты разбойники. В 1890 г. прежде чем вести «Распятие» на передвижную выставку, он спросил мнения Толстого Л.Н., потому что всецело ему доверял. Лев Николаевич назвал «Христа на кресте» ужасным и посоветовал художнику переделать картину. Ге последовал его словам и на время отложил работу, занявшись другими сюжетами. В 1891 г. умирает его жена, он тяжело переносит ее смерть. В 1892 г. он заново пишет свое «Распятие». Он много размышляет о том, зачем нужна эта картина, стоит ли тратить на нее столько душевных сил. Он понимает, что канон требует изображения Христа, вызывающим жалость и сострадание, Ге хотел изображать мучения Божьего Сына так, чтобы смотрящий испытывал ужас и отчаяние.
Распятие (1892)
В этом же году у него возникает новый замысел картины «Распятие»: все три фигуры должны стоять на земле, руки и ноги двоих пригвождены к кресту, а третий привязан. Через месяц он снова переделал картину. Но это был не конец. Он даже решил написать Христа и двоих разбойников без крестов: так появилась неоконченная картина «Голгофа» в 1893 г. Но летом того же года он находит именно то, что не давало ему покоя всю жизнь. Камнем преткновения стал именно разбойник. Он понял, что человек перед лицом ужаса смерти и отчаяния по-другому осознает свою жизнь. Находясь на кресте, этот преступник, который всю жизнь занимался только злодейством и окружающие отвечали ему тем же, понимает, что неправильно прожил свою жизнь. Находясь на пороге смерти, он слышит слова любви от Христа. Художник намеренно удалил, отрезал второго разбойника с полотна, чтобы сосредоточить внимание на одном, который тянется к тому человеку, который в минуту смерти дал ему прощение, но земная жизнь Христа уже заканчивается. Разбойник зовет его, но тот уже умирает.
Распятие. Картина утрачена (1894)
Христос, целующий разбойника. Один из вариантов картины «Распятие»
Когда Николай Николаевич вез эту картину на передвижную выставку в феврале 1894 г., он сначала показал ее Толстому в Ясной Поляне. Ге разместил ее в отдельной комнатеtext-align: center;p style=https://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-06/1338886025_1869-1880-hristos-v-gefsimanskom-sadu.jpgdiv style=nbsp;, а сам вышел и стал ждать, сидя на стуле. Когда писатель вышел к Николаю Николаевичу через некоторое время, его лицо было в слезах, они долго сжимали друг друга в горячих дружеских объятиях, художник смог затронуть самые тонкие чувства Толстого, он полностью оправдал его ожидания. В первый день выставки картина «Распятие» была запрещена к экспонированию. Ге выставлял эту картину у своих знакомых. Огромное количество людей приходило посмотреть именно на эту картину, а Николай Николаевич неустанно с каждым зрителем разговаривал о ней, горячо объяснял, что он хотел выразить, впечатление от картины было невероятным.
К сожалению это был последний год жизни художника: Николай Николаевич Ге скоропостижно скончался 1 июня 1894 года.
После смерти его картины ждала нелегкая судьба. В 1895 г. состоялась посмертная выставка работ художника, но на ней было запрещено показывать картины «Что есть истина?», «Голгофа», «Суд Синедриона». В 1903 г. Н.Н.Ге-сын подготовил художественный альбом картин своего отца, но и там не упоминались эти полотна. Также Ге-сын в 1897 г. передал Третьяковской галерее 10 эскизов и 8 полотен художника, но отношение к этим картинам было неоднозначное. Н.Н.Ге-сын в 1899 г. уехал в Швейцарию, при этом увез с собой оба «Распятия», два портрета, эскизы, наброски и рисунки к рассказу Толстого Л.Н. «Чем люди живы». В 1912 г. он принял французское гражданство. Он берег работы отца, иногда устраивал выставки, его знакомая состоятельная дама мадам Беатрисса де Ватвилль разместила его рисунки в своем замке недалеко от Женевы. Ге-сын умирает в Женеве в 1938 г., все работы он завещает мадам де Ватвилль, но в 1952 г. после ее смерти замок продается с молотка, в том числе работы Ге за крайне ничтожную сумму. Удачнее всего сложилась судьба картины «Распятие» 1892 г., которая после путешествий по французским музеям попадает в музей Орсэ в Париже. «Распятие» 1894 г. попало в частные руки. В середине XX века ее предлагалось купить СССР, но Министерство культуры смутило ее религиозное содержание. Сейчас местонахождение картины неизвестно. Эскизы Ге ждала не менее драматическая судьба: швейцарский архитектор и коллекционер Кристоф Больман однажды увидел их на блошином рынке в Женеве, он не имел представления, кто их автор, сами эскизы были в плохом состоянии, но он купил их, потому что они произвели на него ошеломляющее впечатление. Лишь некоторое время спустя он узнал, кто автор этих произведений. Судьба остальных полотен, которые вывез с собой Ге-сын, а также писем Толстого Л.Н. до сих пор неизвестна.
В заключении хотелось бы отметить, что Ге стал своего рода предтечей русского экспрессионизма: он был не понят современниками, материалисты не могут понять идеалистов.
Портрет внука
Христос и Никодим
Портрет М.Р.Свет
Портрет писательницы и общественной деятельницы Е.О.Лихачевой
Аллея в старом парке
Дорога в лесу
Портрет Натальи Ивановны Петрункевич
Портрет жены художника Анны Петровны
Портрет историка Н.И.Костомарова
Портрет мальчика-украинца
Портрет М.В.Алехина
Старик-крестьянин