Сергей Васильевич Малютин — русский живописец, портретист, архитектор, мастер самобытного русского модерна. Родился 22 сентября 1859 г. в Москве, в зажиточной семье фабриканта. Когда ему исполнилось три года, его родителей не стало, и он остался сиротой. Далее его детство проходило в Воронеже, куда его тетка взяла на воспитание, муж ее был простым чиновником. Окружение и воспитание мальчика не способствовало развитию его художественного таланта: он учился в коммерческом училише, а затем окончил бухгалтерские курсы и служил конторщиком в Воронеже. В конце 1870-х гг. в Воронеже состоялась выставка передвижников. На Сергея Васильевича эта настоящая живопись, созданная выдающимися художниками, произвела неизгладимое впечатление, он почувствовал в себе силы изменить своей нелюбимой работе и заняться рисованием.
Малютин возвращается в Москву в 1880 г. Несмотря на то, что он родился в этом городе, все там было ему незнакомо и интересно: образ жизни, люди, архитектура, контраст между центральными районами города и его пригородами. Он поступил на службу чертежника Управления Брестской железной дороги. Закончив свой рабочий день, он мог подолгу гулять по окраинным московским улочкам.
В 1883 г. Малютин С.В. поступил на обучение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и пробыл там 3 года. В 1888 г. совет Московского художественного общества удостоил его творчество двумя малыми серебряными медалями. Малютин хотел получить звание классного художника; он выполнил эскиз и этюды для картины, отображавшей труд плотовщиков на Москве-реке, но его преподаватель (В.Е.Маковский) сделал много критических замечаний по поводу этой работы. Малютин, будучи человеком эмоциональным, оставил эту картину и в 1890 г. получил звание неклассного (свободного) художника. С этих пор Малютин без остановки совершенствовал свои навыки, а на жизнь зарабатывал уроками рисования: с 1891 г. он три года преподавал рисунок в московском Елизаветинском институте.
В 1890-х гг. Малютин выполняет декорации для Нижегородской оперы Мамонтова С.И., а затем для Московской частной оперы. В конце этого же периода он выполняет иллюстрации к книгам А.С.Пушкина. В 1896 Малютин С.В. становится членом Московского товарищества художников.
Сказка о мертвой царевне (А.С.Пушкин)
В эти годы Малютин работает в различных жанрах: его пейзажи имеют связь с поленовской техникой (например, «Подмосковный пейзаж» 1883 г.). Затем пейзаж станет составной частью других жанров, сохранившись только в форме этюда. Художник все чаще пишет на пленэре (например, «Окно в вишневый сад» 1887 г., «Пейзаж с цветущей ивой» 1892 г.), в его работах присутствует все больше импрессионистических элементов, которые позволяют эмоционально передать взаимодействие света и цвета в природе, но его картины тяжеловаты, так как Малютин много внимания уделял форме. Об этом можно судить по его крымским пейзажам, где все более заметна его связь с поленовской школой. Также он работал над жанровыми (например, «Подруги» 1889 г., «В гостях у соседки» 1892 г.) и историческими картинами («Нашествие татар» 1890-е).
Особо примечательная картина этого периода, написанная в 1890 г., «По этапу». В этой работе Малютин рассказывает о судьбе разных сословий, что традиционно для передвижников. Художник создает обобщенный образ низшего сословия ловко выхваченными деталями и позами, а также смелой, фрагментарной композицией. Вся картина пропитана трагизмом положения и страданиями этих арестантов: сонный стражник, кричащий городовой, ни капельки дневного неба, глухие плоскости стен.
По этапу
Портрет девочки
Ребенок в кресле
В гостях у соседки
Подруги
В 1900 г. Малютин Сергей Васильевич поселяется в Талашкино – усадьбе княгини М.К.Тенишевой. Княгиня проявляла огромный интерес к народным художественным ремеслам и всеми силами способствовала их возрождению. Сергей Васильевич руководил художественными мастерскими до 1903 г., по его эскизам резчики и столяры выполняли внутреннее и внешнее убранство зданий в усадьбе, Москве и Смоленске (из всех построек сохранился лишь домик-библиотека «Теремок»). Известные художники Н.К.Рерих, К.А.Коровин, В.М.Васнецов, М.А.Врубель создавали эскизы для художественных изделий. Работы, проводимые в талашкинских мастерских, стали толчком для развития русской художественной промышленности. В этом своем творчестве Сергей Васильевич брал за основу образы народного творчестве, избегая слепого технического копирования традиций народного искусства. Поэтому Малютин считается основателем оригинального русского модерна. Уже в конце своей жизни, пытаясь обобщить свои достижения, он превозносил роль декоративного искусства, ставя его на одну ступень с другими видами изобразительных искусств.
Также в 1900 г. Малютин вошел в состав объединения художников «Мир искусства». На страницах журнала «Мир искусства» имя Сергея Васильевича не раз фигурировало, публику все больше интересовало творчество художника.
Городок. Дерево, резьба, темпера
Кащей
«Теремок»
И все же душевное состояние Малютина в этот период можно назвать кризисным, несмотря на бурную творческую деятельность. В его жизни наступила пора зрелости, а он еще никак не может определить область своего творчества.
В 1903 г. Малютин С.В. возвращается в Москву, вступает в «Союз русских художников» и начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (там он проработает 14 лет до 1917 г.). Наиболее значимая работа Малютина в этот период – оформление интерьеров и фасадов доходного дома Перцова П.Н. совместно с архитектором Жуковым Н.К. Эта работа явилась модерновым явлением в зодчестве XX века.
В 1908 г. жена Сергея Васильевича умирает, все его внимание сосредотачивается на детях: он часто рисует их портреты, наблюдая, как они растут, изменяются, как формируется их характер и образ мыслей. Эти произведения, одни из самых пронзительных в его творчестве, были на выставках «Союза русских художников». Далее Малютин создает серию потрясающих, характерных портретов. В 1909 г. он стал руководителем в училище портретно-жанрового класса. Он поставил себе целью создать портретную галерею выдающихся русских деятелей (такая же задача была поставлена П.М.Третьяковым перед передвижниками): положил этому начало портрет В.В.Переплетчикова, а затем портреты М.В.Нестерова, В.Я.Брюсова, А.М.Васнецова, В.А.Гиляровского, Н.П.Богданова-Бельского и множество других. Малютин С.В. прославился именно своими неповторимыми портретами русской интеллигенции предреволюционных лет, а после – деятелей Советского государства.
В 1913 г. Малютин вступил в ряды Товарищества передвижных художественных выставок, а в 1914 г. художнику было присвоено звание академика.
Автопортрет в шубе
Хованщина
Скульптурная мастерская
Портерт дочери художника
Пейзаж
Пейзаж с деревьями
Дебаркадер. Крым
Лошадка
Пейзаж с домами
Портрет В.В.Переплетчикова
Рыбаки на Черном море
Портерт В.Я.Брюсова
Портерт М.В.Нестерова
С 1918 г. Малютин С.В. преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) до 1923 г. Он хранил верность реалистической традиции в живописи, продолжал писать портреты. Он не оставался в стороне, когда зарождалась молодая Советская республика. Он участвовал в создании «Окон сатиры РОСТА» (серия специфических агитационных плакатов, созданная советскими художниками и поэтами, работавшими в Российском телеграфном агентстве — РОСТА). В 1922 г. художник стал одним из организаторов «Ассоциации художников революционной России» (АХРР). В 1927 г. вошел в художественную группу «Объединение художников-реалистов», где состоял до 1931 г.
Одно из самых показательных и известных произведений Малютина С.В. советского времени — портрет Д.А.Фурманова, написанный в 1922 г. Фурманов Д.А., комиссар знаменитой дивизии Чапаева, человек нового времени: он сочетает в себе и представителя искусства, и яркого революционера. На полотне он сидит в естественной, расслабленной позе, его простой взгляд обращен прямо. Зритель сразу замечает на спокойном, сероватом фоне яркое пятно – орден. Художник неслучайно обращает внимание зрителя на эту награду: писатель был ранен, но, не смотря на это, продолжал работу над романом.
Портрет Д.А.Фурманова
Малютин нередко обращался к теме Гражданской войны. Незадолго до смерти в 1936 г. он написал картину «Партизан», в которой есть предчувствие надвигающейся войны. В этой картине он прибегнул к художественному приему, характерному для его раннего творчества: фигура человека на фоне пейзажа. Этим приемом он смог передать дух времени, продемонстрировать традиции героического реализма АХРР.
Малютин Сергей Васильевич умер в Москве в 1937 г.
Партизан
Автопортрет
Портрет Н.Гибнера
Рыбацкий баркас
Портрет старого кооператора Г.Н.Зотова
Портрет профессиона К.В.Снегирева
Портрет художника Александра Григорьева
Портрет Ю.Саблина
Портрет О.Л.Книпер-Чеховой
На построке
Портрет Н.П.Богданова-Бельского