«Утро стрелецкой казни» описание картины
«Утро стрелецкой казни» — одна из самых известных картин великого русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). Работа на картиной велась в 1878 по 1881 год, холст, масло. 218 × 379 см. В настоящее время полотно находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Картина посвящена историческому событию — казни стрельцов, которые устроили бунт в 1698 году. Художник обратился к эпохе царствования Петра I, когда царевна Софья возглавила так называемый Стрелецкий бунт. Бунт был подавлен, а бунтовщики казнены. Всего было казнено около 2000 стрельцов, наказаны, биты кнутом, клеймены и сосланы 601. Известно, что пятерым приговорённым Петр I отрубил головы лично.
На своей картине Суриков не стал изображать сам момент казни, однако момент прощания с жизнью и родными выглядит не менее волнительно. Приговорённых стрельцов привезли на место казни, и Суриков попытался передать, что чувствует каждый из них в последний момент своей жизни. Картина получилась очень эмоциональной и наполненной острым трагизмом.
На картине представлено два главных героя. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. Со стороны власти здесь представлен сам Пётр I на коне, который смотрит на приговорённых непримиримым взглядом. Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения. Второй главный персонаж находится в левой части картины — мужчина с гневным взглядом и со свечой в руках. Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом. Несмотря на то, что участь его решена, он закован и находится в полной власти своих пленителей, он не сдался и не смирился со своей участью. Со своей стороны он также уверен в правоте своих поступков и полон ненависти к царю и власти.
Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины. Стрелец с чёрной бородой мрачно озирается вокруг; седой стрелец рядом прощается со своими детьми; позади стоит ещё один бунтовщик, склонив голову, тем самым показывая, что участь его предрешена; солдаты ведут на виселицу очередного приговорённого; молодая стрелецкая жена кричит в отчаянии; мать одного из стрельцов обессиленно опустилась на землю; на земле лежит одежда, которая уже не нужна и которую некому больше носить; тлеет огонёк упавшей свечи, которая является символом души человека, чья жизнь вот-вот потухнет.
Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями. Василий Суриков визуально сблизил Храм Василия Блаженного, Кремлёвскую стену и Лобное место. Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы. Для того чтобы картина передавала весь ужас массовой казни, Суриков выбрал для времени изображения раннее утро, когда ещё не до конца рассвело и после дождливой ночи стоит утренний туман. Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. Приговорённые стрельцы изображены Суриковым на фоне храма Василия Блаженного, тем самым подчёркивая свою роль мучеников, а Пётр I, высокопоставленные люди и солдаты изображены на фоне кремлёвской стены и кремлёвских башен над которыми кружат вороны.
Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на историческую тему. Больше того, она стала первой, выставленной Суриковым на суд зрителей. Впервые работа была показана 1 марта 1881 года на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где произвела огромное впечатление на ценителей живописи и обычных зрителей. Павел Третьяков тут же приобрёл её для своей коллекции.