Главная / Другие статьи / Нелегкое начало и сложный путь российского театра

Нелегкое начало и сложный путь российского театра

В XVIII веке российский театр меняет статусную и сословную принадлежность и начинает проникновение в народ, в наиболее широкую массу населения, ранее не имевшую доступа к этому искусству.

Камерная деятельность выносится на простор, активно составляя конкуренцию ярмарочным балаганам. Начало театральной деятельности относится ко времени царствования Алексея, со смертью которого развитие приостановилось до наступления петровских времен. Зрелищная сила и убедительность театральной постановки была оценена Петром Первым.

Русский театр в 18 веке начался с петровской «Комедийной храмины» — публичного театрального заведения, рассчитанного на привлечение массового зрителя. Начинание не имело успеха по причине непонимания, возникшего между царем и актерами немецкой труппы, неготовыми к исполнению специфических требований венценосного заказчика. В его глазах театральные подмостки стали местом перспективного продвижения славы побед России, но репертуар труппы состоял из иностранных постановок.

Результатом непонимания стал отъезд актеров и прекращение деятельности театра. Начинание двух царей – Алексея Михайловича и Петра Алексеевича – стало глохнуть. Петру не нравился репертуар, недоступный для понимания, царь требовал создания пьес, в которых всего было бы в меру – от лирики до веселья, более того, ему был необходим русскоязычный театр. Большая любительница театра, сестра царя Наталья Алексеевна, не стремилась вывести постановки в массы, предпочитая камерное действие.

После ее смерти прекратились и дворцовые постановки, поскольку Екатерина и Петр Второй не испытывали увлечения театром. Анна Иоанновна вернула во дворец комедиантов, которые играли постановки преимущественно легкие, с вольным крестьянским содержанием, где немецкие авторы приводили действие к финальной потасовке. Профессионального театра с его накалом драматических страстей не было – он не имел зрителя, готового к восприятию серьезной мысли с подмостков. Общество Петербурга, неудовлетворенное отдельными постановками, настаивало на создании во дворце постоянного театра.

Подъем начался с царствования Елизаветы, когда ряды заезжих комедиантов разбавились отечественными актерами в театре Шляхетском кадетском корпусе. Именно там началась российская театральная драма, написанная российским же автором Сумароковым. В Петербурге прошли представления труппы из Ярославля, а в 1756-м году наконец-то случился императорский указ, с которого и началось существование профессионального государственного русского театра в столице страны.


👤  | 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *