Главная / Другие статьи / Процесс создания и регистрации товарного знака

Процесс создания и регистрации товарного знака

Товарный знак (торговая марка) – это изображение, словесное обозначение, звуковые элементы, предназначенные для выделения товаров компании среди похожей продукции других организаций.

Зарегистрированный товарный знак – собственность предприятия. При успешном развитии входит в основу бренда. Выбранное изображение, аббревиатура, название считается нематериальным активом организации. Его можно продать, сдать в аренду за проценты от прибыли, подарить, заложить в финансовых учреждениях. Другим компаниям запрещается наносить такой же или похожий знак на собственную продукцию или ее упаковку. Нарушителю грозит судебный иск и оплата штрафа.

Разработка дизайна торговой марки

В стране есть дизайнерские компании, создающие логотипы на профессиональном уровне. При должном умении эта работа выполняется самостоятельно. Главное, чтобы торговая марка отличалась от уже зарегистрированных и соответствовала нормам законодательства. Проверить регистрацию торгового знака нужно до подачи заявления в Роспатент. Такой подход поможет выявить ошибки и сократит время регистрации.

Основное свойство хорошего товарного знака – легкость восприятия. Простые слова, короткие аббревиатуры, незамысловатые изображения быстрее запомнятся потребителю. В 90% запатентованных знаков производители используют словесные, графические или комбинированные обозначения, реже – звуковые, объемные, цветовые.

Для разработки словесной ТМ воспользуйтесь универсальными направлениями, например:

  • имя или фамилия (можно владельца, создателя компании) – шоколад «Аленка», автоконцерн «Форд»;

  • привязка к местности производства – пиво «Клинское», торговый дом «Таврия»;

  • исторические, мифологические персонажи – автомобили «Линкольн», банк «Гермес»;

  • аббревиатуры – авто ВАЗ, телеканал ТНТ;

  • представители растительного и животного мира – компьютерная техника «Apple», спортивная одежда «Puma»;

  • придуманные слова – фототовары «Кодак».

Графические товарные знаки не стоит перегружать большим количеством составляющих. Росчерк Nike, крокодил Lacoste или яблоко Apple – элементарны, но их узнают миллионы потребителей.

Для индивидуализации товаров нового предприятия оптимально создание товарного знака, комбинирующего изображение и шрифтовое обозначение компании. Так покупателям проще запомнить логотип. Яркий пример – яйцо МТС.

Допускается регистрация оригинальной формы товара, упаковки (бутылка Coca-Cola). Можно закрепить за собой право использовать в рекламных целях короткие звуковые дорожки. Мелодия пара-па-па-пам воспринимается неотъемлемой частью ресторанов McDonalds.

Что снижает популярность логотипа

Для покупателя торговая марка олицетворяет качество продукта, положительное или негативное отношение к товарам компании, ценовую группу и другие аспекты, которые не относятся непосредственно к цветовой гамме, названию, изображению. При этом обозначения подсознательно вызывают отторжение или располагают к покупке.

При создании логотипа избегайте таких пунктов:

  • использования молодежного сленга – в течение 5-7 лет мода на них пройдет;

  • пропаганды действующих политических сил – через 5-10-20 лет правительство изменится;

  • подражания на грани допустимого логотипам раскрученных брендов – в глазах общественности и потенциальных деловых партнеров это указывает на недостаток креативного мышления, неуверенность руководства организации.

И да, не все гениальное – просто. Нельзя оформить исключительное право пользования товарным знаком «Гирлянда» для компании производящей одноименные елочные украшения, так как определение относится к словам общего пользования. Но не запрещено использовать такой товарный знак для ресторана или сети супермаркетов.

Порядок регистрации ТМ

Регистрация логотипа – занятие хлопотное. Приготовьтесь к кропотливому заполнению документов или наймите для этого юриста.

Для подачи заявления в Роспатент потребуется:

  • заявление с указанным наименованием организации, ФИО предпринимателя, адресом компании;

  • обозначение и его описание;

  • список товаров, сгруппированных по классам МКТУ, которые будут выпускать под регистрируемой товарной маркой.

К документам прилагается:

  • справка об уплате госпошлины;

  • доверенность на поверенного (если он есть);

  • устав ТМ, если она коллективная.

В среднем регистрация товарного знака занимает 12-15 месяцев. Законодательством не воспрещается использовать незарегистрированные товарные знаки. В этом случае логотип компании не считается интеллектуальной собственностью и, соответственно, не защищается государством.


👤  | 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *