Товарный знак (торговая марка) – это изображение, словесное обозначение, звуковые элементы, предназначенные для выделения товаров компании среди похожей продукции других организаций.
Зарегистрированный товарный знак – собственность предприятия. При успешном развитии входит в основу бренда. Выбранное изображение, аббревиатура, название считается нематериальным активом организации. Его можно продать, сдать в аренду за проценты от прибыли, подарить, заложить в финансовых учреждениях. Другим компаниям запрещается наносить такой же или похожий знак на собственную продукцию или ее упаковку. Нарушителю грозит судебный иск и оплата штрафа.
Разработка дизайна торговой марки
В стране есть дизайнерские компании, создающие логотипы на профессиональном уровне. При должном умении эта работа выполняется самостоятельно. Главное, чтобы торговая марка отличалась от уже зарегистрированных и соответствовала нормам законодательства. Проверить регистрацию торгового знака нужно до подачи заявления в Роспатент. Такой подход поможет выявить ошибки и сократит время регистрации.
Основное свойство хорошего товарного знака – легкость восприятия. Простые слова, короткие аббревиатуры, незамысловатые изображения быстрее запомнятся потребителю. В 90% запатентованных знаков производители используют словесные, графические или комбинированные обозначения, реже – звуковые, объемные, цветовые.
Для разработки словесной ТМ воспользуйтесь универсальными направлениями, например:
-
имя или фамилия (можно владельца, создателя компании) – шоколад «Аленка», автоконцерн «Форд»;
-
привязка к местности производства – пиво «Клинское», торговый дом «Таврия»;
-
исторические, мифологические персонажи – автомобили «Линкольн», банк «Гермес»;
-
аббревиатуры – авто ВАЗ, телеканал ТНТ;
-
представители растительного и животного мира – компьютерная техника «Apple», спортивная одежда «Puma»;
-
придуманные слова – фототовары «Кодак».
Графические товарные знаки не стоит перегружать большим количеством составляющих. Росчерк Nike, крокодил Lacoste или яблоко Apple – элементарны, но их узнают миллионы потребителей.
Для индивидуализации товаров нового предприятия оптимально создание товарного знака, комбинирующего изображение и шрифтовое обозначение компании. Так покупателям проще запомнить логотип. Яркий пример – яйцо МТС.
Допускается регистрация оригинальной формы товара, упаковки (бутылка Coca-Cola). Можно закрепить за собой право использовать в рекламных целях короткие звуковые дорожки. Мелодия пара-па-па-пам воспринимается неотъемлемой частью ресторанов McDonalds.
Что снижает популярность логотипа
Для покупателя торговая марка олицетворяет качество продукта, положительное или негативное отношение к товарам компании, ценовую группу и другие аспекты, которые не относятся непосредственно к цветовой гамме, названию, изображению. При этом обозначения подсознательно вызывают отторжение или располагают к покупке.
При создании логотипа избегайте таких пунктов:
-
использования молодежного сленга – в течение 5-7 лет мода на них пройдет;
-
пропаганды действующих политических сил – через 5-10-20 лет правительство изменится;
-
подражания на грани допустимого логотипам раскрученных брендов – в глазах общественности и потенциальных деловых партнеров это указывает на недостаток креативного мышления, неуверенность руководства организации.
И да, не все гениальное – просто. Нельзя оформить исключительное право пользования товарным знаком «Гирлянда» для компании производящей одноименные елочные украшения, так как определение относится к словам общего пользования. Но не запрещено использовать такой товарный знак для ресторана или сети супермаркетов.
Порядок регистрации ТМ
Регистрация логотипа – занятие хлопотное. Приготовьтесь к кропотливому заполнению документов или наймите для этого юриста.
Для подачи заявления в Роспатент потребуется:
-
заявление с указанным наименованием организации, ФИО предпринимателя, адресом компании;
-
обозначение и его описание;
-
список товаров, сгруппированных по классам МКТУ, которые будут выпускать под регистрируемой товарной маркой.
К документам прилагается:
-
справка об уплате госпошлины;
-
доверенность на поверенного (если он есть);
-
устав ТМ, если она коллективная.
В среднем регистрация товарного знака занимает 12-15 месяцев. Законодательством не воспрещается использовать незарегистрированные товарные знаки. В этом случае логотип компании не считается интеллектуальной собственностью и, соответственно, не защищается государством.