Постоянный осмотр шпал способствует снижению затрат на их замену. Проводится как замещение одиночных шпал, так и всей группы изделий на определенном участке железной дороги.
Причины замены элементов железнодорожного полотна
После проведения осмотра, квалифицированный специалист визуально определяет шпалы, которые не смогут выдерживать дальнейшей нагрузки. Из-за такого состояния, соседние изделия перегружаются, и в дальнейшем, весь участок может прийти в негодность. Частой причиной изношенности основы железнодорожного полотна являются изломы под рельсами и по путевой оси. Бывают случаи, когда подкладка разрезает резину и возникает механический износ шпал.
Слишком большие нагрузки способны расслоить элементы, что приводит к замене изделий. Если шпалы деревянные, то на них оказывают влияние погодные условия и живущие в древесине микроорганизмы. Железобетонные изделия не подвергаются климатическим воздействиям и более устойчивы к нагрузкам. Они практически не нуждаются в замене, а изнашиваются только в результате механических перегрузок.
Технологический процесс по замене шпал
Для осуществления процесса монтажа шпал используется определенный набор инструментов и механизмов. Перед началом работ разводят шпалы по местам, где планируется убрать изношенные изделия.
Существует несколько способов проведения данного вида работ: с откапыванием шпальных ящиков и с подъемом сплошного пути. Первый вариант наиболее дорогой, поэтому работы по замене проводятся, в основном, по второму варианту. Хотя, при подъемке пути приходится менять и те шпалы, которые еще могли бы прослужить несколько лет.
Меняют шпалы по установленным нормам. Для железобетонных изделий она составляет до 6 штук на 1 км железной дороги, а для деревянных до 100 штук на тот же отрезок пути. Поменять одно изделие из железобетона сможет бригада из 6 человек.
Начинают демонтаж шпалы с уборки балласта, а вместе с ним откручиваются клемные и закладные болты. Затем происходит вывешивание пути согласно технологии. Подкладки вместе со шпалой сдвигаются с места, после чего на свободное место укладывается новое изделие. Проводится надежная фиксация элементов и подбивка щебнем с торцевой стороны. В конце работ, засыпают балласт и правят призму. В процессе замены шпал используется домкрат, путевой ключ, гайковерт и электрический шпалоподбойщик.
Квалифицированная смена шпал
Стоимость работы по укладке и замене шпал остается на доступном уровне. Бригады из 15 человек, снабженные легкими механизмами, могут быстро снять с пути изношенные шпалы и установить их новые аналоги. Это обеспечит пропуск поездов с минимальными задержками. Если требуется произвести работы на значительном отрезке пути, то здесь понадобится специальная техника и большее число рабочих. Для круглосуточного ремонта используют световые башни.
Правильная эксплуатация железнодорожного полотна предупреждает поломки и дефекты шпал. Плановые работы осуществляются на протяжении всего года, что значительно продлевает срок службы дороги.