Описание картины советского художника Юрия Ракши «Проводы ополчения». Сочинение по картине для 8 класса.
Кто написал картину «Проводы ополчения»
Автором картины является художник Юрий Михайлович Ракша (1937-1980). Являлся не только живописцем, но и художником-постановщиком кино. На его счету более 200 картин. Одной из самых известных является «Поле Куликово», которая разделена на три части (триптих): «Благословение на битву», «Предстояние» и «Проводы ополчения». Картина стала настолько известной, что сегодня её изучают в школах и пишут по ней сочинения. Является ярким примером мастерства советских художников, предметом изучения истории, а также отсылкой к героизму и мужеству русского народа.
В каком году написана картина «Проводы ополчения»
Картина была написана в 1980 году, в год смерти художника. Стала картиной, которая, наряду с рядом других произведений, прославила его имя и великолепное мастерство в веках.
Проводы ополчения описание картины
«Проводы ополчения» — правая часть триптиха «Поле Куликово». Триптих относится к исторической битве на Куликовом поле. 8 сентября 1380 года здесь сошлись русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389) и войско Золотой орды под предводительством Мамая. Татаро-монголы в Куликовской битве потерпели поражение. Но триптих Юрия Ракши демонстрирует не саму битву и не её исход, а то, что происходило перед сражением.
Такой подход к работе сделал её ещё более драматичной для зрителя. Здесь мы можем увидеть князя, воинов и провожающих их в последний бой. Работа поражает трагизмом происходящего, когда воины готовятся к битве, из которой многие уже не вернутся. На картине они ещё живые, полные сил и ненависти к врагу, готовые сломить вражескую силу и подарить русскому народу свободу. Но вскоре уже многие из них полягут в кровавой битве и останутся на поле боя. Другие же выйдут из битвы победителями, разгромив золотоордынцев.
Пожалуй, самая трагическая часть триптиха — правая «Проводы ополчения». Здесь мы можем увидеть душераздирающий момент, когда жёны, матери, дети, отцы провожают своих сыновей, мужей, отцов в последний путь. Все они понимают, что из такой битвы вернутся домой далеко не все, и их родные могут оказаться в числе тех, кто сложит голову на Куликовом поле.
В центре внимания здесь не воины, а провожающие на битву. Сами воины, пешие и конные, представлены на заднем плане и будто в туманной дымке. Здесь они являются лишь образом героя и павшего воина, память о котором не забудется никогда. На переднем же плане родные воинов-освободителей.
В центре группы людей мы можем увидеть беременную женщину в дорогом одеянии. Судя по всему, это супруга князя Дмитрия Ивановича, которого позже, за победу в Куликовской битве, окрестят Донским. Супругой князя Дмитрия была Евдокия Дмитриевна (1353-1407), которая родила ему 12 детей. Евдокия держит левой рукой за плечо мальчика, понурившего голову, другую руку положила на живот. В отличие от плачущих вокруг людей, её лицо гордое и смиренное. Несмотря на то, что её сердце разрывается от горя, она продолжает держаться, как того подобает княгине, своим видом показывая уверенность в победе русского войска и нерушимую веру в непобедимость русского духа.
Рядом с ней сидит маленькая девочка. Она собирает цвета на поляне. Девочка с цветами является символической фигурой. Цветы в её руке — как дань памяти тем, кто уже не вернётся, но подарит избавление от татаро-монгольского ига. По другую сторону от княгини — убитая горем женщина. Её уже не держат ноги, она села прямо на землю и схватилась за голову. Ощущение предстоящей трагедии повергли её в состояние ужаса.
Позади княгини стоит заплаканная женщина, которая прижимает к груди испуганного ребёнка. По правую руку — старая женщина, чья-то мать, которая уже не может плакать и с горем в глазах смотрит на уходящих воинов, среди которых есть её сын или даже сыновья. Позади неё седой старик с палкой. Рядом молодая девушка, которая крестится и кланяется вслед уходящим в бой, благословляя их на победу.
Проводы ополчения план сочинения 8 класс
- Автор
- Сюжет картины
- Первый план
- Второй план
- Какие ощущения вызывает картина
Сочинение по картине Проводы ополчения 8 класс
Триптих «Поле Куликово» написал известный советский художник Юрий Михайлович Ракша в 1980 году. Картина стала настоящим шедевром русской живописи и примером мужества и отваги русских воинов, одержавших победу над татаро-монгольским игом во время битвы на Куликовом поле.
В центре сюжета трёх частей триптиха — подготовка к бою на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Юрий Ракша решил написать не саму битву и не её исход, а ту атмосферу, которая царила перед битвой. Настроение картины — ожидание кровопролитной схватки. Острое ощущение, что воины, которые уже готовы выйти против мощного врага, вступают в свой последний бой и многие уже не вернутся домой, сложат свои головы за Родину, но одержат победу и прославятся в веках.
Здесь мы рассмотрим правую часть триптиха, которая имеет название «Проводы ополчения». Две другие — «Благословение на битву», «Предстояние». В центре внимания, на первом плане, группа людей, которые провожают воинов. В группе мы можем увидеть жён, матерей, детей. Их настроение преисполнено неутешимым горем. Они понимают, что могут не дождаться своих родных, так как битва будет не на жизнь, а на смерть.
В центре группы стоит княгиня, супруга князя Дмитрия, которого после победы в этой битве назовут Донским. Княгиня в положении, держит одной рукой за плечо своего сына. Её лицо полно стойкости. Своим видом она подаёт пример всем окружающим, что необходимо верить в непобедимость русских воинов. Она провожает ополчение на битву, понимая, что многих видит в последний раз. Они сложат головы за свою Родину, но обязательно придут с победой, как это и было всегда.
Рядом с княгиней сидит девочка. Она собирает цвета на пригорке. Девочка ещё очень мала, чтобы понять, какая трагедия происходит перед её глазами. Цветы в её руках, как символ того, что скоро цветы понесут на могилы погибших. По правую сторону — убитая неутешимым горем женщина, которая села на землю, так как её уже не держат ноги. За спиной княгини женщина в чёрном одеянии, которая крепко прижимает мальчика. Её траурный вид символизирует, что скоро матери потеряют детей, жёны станут вдовами, дети останутся сиротами. В коричневом одеянии, прислонив руку к губам, стоит чья-то мать, провожающая сыновей на войну. За ней стоит седой старик с клюкой. Судя по всему, старик является слепым, и только поэтому его нет среди тех, кто идёт на битву. Замыкает группу людей девушка, которая кланяется и крестится вслед уходящему русскому войску.
На заднем плане само войско. Воины написаны будто в какой-то дымке. С одной стороны, Юрий Ракша сделал это для того, чтобы не отвлекать взгляд зрителя от основной сцены на переднем плане. С другой стороны, в дымке воины выглядят словно призраки великих героев, которые не пощадили своей жизни на служение Отечеству.
Позади всей процессии — каменная стена города. Из ворот крепости продолжает выходить неисчислимое войско.
Картина пронизана острым ощущением наступающего горя. Воины уходят в бой с очень сильным врагом, и остановить эту войну уже не в силах никто. Их родные вынуждены смириться с тем, что уже скоро на Куликовом поле прольётся кровь, возможно, кровь их сыновей, мужей, отцов.
У зрителя, при виде этой картины, просыпается гордость за мужество русских людей. Перед лицом любой опасности они готовы выступить на защиту Родины. На нашу страну выпало немало войн, все мы знаем и помним о них. И в этой картине представлена вся боль от того, с какими чувствами провожают воинов в кровопролитный бой их матери, отцы, жёны, дети.