В 2014 году вторая премия международного конкурса Сергея Михалкова была присуждена произведению Татьяны Корниенко «Херсонеситы», и в 2016 годуиздательством «Детская литература» в Москве была издана книга. Об этой книге говорили много хорошего, отмечали ее новаторские идеи и увлекательный сюжет.
Жанр повести заявлен как «историческое фэнтези». Сюжет повествует нам о 14-летнем Дионисие, греке, обладающим телепатическими способностями. Однако они не спасают его от нападения скифов, его семья погибает, а сам он оказывается в рабстве, откуда и начинаются его удивительные приключения. А где-то в современном Херсонесе отдыхает его сверстник, подросток Евграф, и даже не представляет, что случайно ударившись головой, он окажется телепатически связанным с Дионисием. Теперь двум героям из разных эпох предстоит найти и спрятать таинственное сокровище, которое и поддерживает связь между древностью и нашим временем. Но сделать это будет непросто.
Композиция произведения является его отличительной чертой. Читатель знакомится с главными героями параллельно, но после обнаружения Евграфом связи с Дионисием, композиция не концентрируется автором на приключениях только в одном мире. Татьяна Корниенко пишет о приключениях и там и там, опираясь на эту телепатическую связь героев. Провести такую работу достаточно сложно, но автору удается это сделать, так что читать про оба мира одинаково интересно.
Разговор уже немного коснулся темы конфликтов. Это внешние конфликты, первый из которых конфликт двух разных времен – современности и древности, решающийся на протяжении всего произведения. Конечно же, здесь присутствует и конфликт Добра и Зла, например конфликт Евграфа и Таси (его подруги) и злых дайверов, ищущих сокровища, а также, косвенно конфликт взрослых и детей. Ведь далеко не все взрослые дружелюбны, и далеко не все готовы воспринимать наших героев всерьез. Из внешних конфликтов также выделяется конфликт между друзьями, т.к. у обоих мальчиков появляется подруга, сильно отличающаяся по мировоззрению и характеру. И, конечно, испытания рождают внутренние конфликты. Как не струсить перед опасностью, как не испугаться, и для чего вообще следовать советам непонятного голоса из твоей головы?
Анализируя эти конфликты, можно понять проблематику произведения, которую можно выразить в проблемных вопросах. Первый из них, конечно же, вопрос о том, почему важно понимать связь с предками и бережно хранить их наследие. Второй вопрос — «На что я готов пойти ради дружбы?», И наконец, пожалуй, то, за что эту книгу можно назвать новаторской, вопрос об «избранности» героя. Может ли героем «избранным» стать абсолютно обычный школьник?
Да, в этом произведении нет абсолютно новых типажей героев, они все так или иначе клишированы, особенно злодеи, которые выступают как статичные, неразвивающиеся фигуры. Но как раз персонаж Евграфа выделяется. Его герой не обладает недюжинным умом, и сердце его нельзя назвать кристально чистым, и при этом, он становится «избранным», что делает его интересным и близким к читателю, ведь он может увидеть в нем самого себя, и вообразить себе такие же приключения.
Помогают приблизить героев и их миры к читателю средства художественной выразительности, детали и язык. Произведение написано легко, с большим количеством диалогов и коротких предложений, но в них встречаются эпитеты, определения и др. И как уже было сказано раньше, автор детально изучила историю, поэтому в «древней» части встречаются описания действительно предметов быта того времени, незнакомые читателю слова (словарь их предоставлен).
И проведя анализ этого произведения, можно понять и адресата. Это подросток 12-15 лет, заинтересованный не только в истории и/или фэнтези, но и в тех произведениях, которые отнесут его в неизведанные миры, героев которых он может «примерить» на себя. В целом, «Херсонеситы» — это хорошая, но не идеальная повесть о далеких мирах и необычайных приключениях, способная увлечь и в простой форме рассказать, как и о древней истории, так и о золотых и таких важных прописных истинах.