ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (Van Dyck, Sir Anthony), также Ван Дайк или Вандайк (родился 22,03.1599. Антверпен — умер 09.12 1641, Лондон), после Рубенса наиболее знаменитый фламандский живописец 17 столетия. Из-под его кисти вышло множество портретов европейской аристократии, кроме того, он знаменит как автор полотен на религиозные и мифологические сюжеты, также был отличным чертежником и гравером.
Особый дар Ван Дейка к объединению формализма и непостоянства, небрежности более всего заметен на портретных композициях, где изображены несколько человек. К последнему десятилетию творчества мастера относится малоизвестная картина семьи Иоганна, графа Нассау-Зигена, а также самое большое из всех дошедших до наших времен полотен (более 580 см в ширину), на котором изображена семья Филиппа Херберта, графа Пембрукского. На нескольких вариантах картины с изображением детей Карла I, как и на других произведениях, модели показаны во всей детской невинности, независимо от того, насколько серьезны принятые ими позы.
Ван Дейк организовал свою работу таким образом, чтобы она была эффективной и способствовала росту его престижа. Сеанс занимал лишь один час, а второстепенные детали дорисовывались учениками и ассистентами мастера. Несмотря на то что король иногда задерживал выплату содержания, а бывало и уменьшал его сумму, Ван Дейк хорошо зарабатывал за счет других частных заказов. Он жил в такой же роскоши, что и его клиенты. В 1639 году он сочетался браком с Мери Рутвен, родившей ему дочь. Должно быть, он понял, что политическая удача отворачивается от монархии Стюартов. Ему не удалось реализовать свои амбициозные планы — украсить банкетный зал Уайт-холла, написав картоны для гобеленов «Процессии рыцарей ордена Подвязки». В сентябре 1640 года он снова покинул Англию; возможно, его подтолкнула на это надежда занять место Рубенса, скончавшегося в мае.
В нервной спешке он поехал из Антверпена в Париж, оттуда снова в Лондон и вновь в Париж. В конце ноября 1641 года он вернулся в Лондон, больной, потерпевший неудачу в реализации своих замыслов. Вскоре после того он скончался, похоронен в соборе святого Павла. Ван Дейк был привлекательным мужчиной, однако чертам его лица недостает твердости, кроме того, он невысокого роста. Он был тщеславен, но предан семье и друзьям-художникам Он заискивал, льстил и отличался мягкими манерами.
По некоторым слухам, он был распущенным и экстравагантным, однако достоверных свидетельств того не существует. И, несмотря на все отрицательные качества, он никогда не был ленивым. Только при объединении художественного таланта и величайшей работоспособности может человек, умерший в 42 года, написать столько картин. До наших дней дошли пять сотен портретов мастера, а также множество написанных им копий. Влияние Ван Дейка оказалось долговременным и убедительным. Скорее именно ему, а не Рубенсу многие фламандские живописцы более позднего периода обязаны своими произведениями.
Голландские и германские портретисты, особенно работавшие в Лондоне, например сэр Питер Лели и сэр Годфри Кнеллер, как и некоторые англичане, писали в манере Ван Дейка, Стиль великих английских портретистов 18 века, особенно Томаса Гейнсборо, в значительной степени позаимствован у Ван Дейка. Испанские художники, познакомившиеся с творчеством Ван Дейка преимущественно по офортам, имитировали, а иногда и копировали религиозные картины фламандского живописца. Неугасающая слава Ван Дейка базируется на его портретах.
Антонис ван Дейк картины
Автопортрет
Въезд Христа в Иерусалим
Карл I, английский король, на охоте
Конный портрет Карла I, короля Англии
Портрет дамы
Портрет Корнелиста ван дер Геста
Самсон и Далила
Семейный портрет
Франсуа Ланглуа
Фредерик Хендрик Нассау, принц Оранский