Музеи культуры и искусства, которых насчитывается более 8 тысяч в мире, создавались веками. Они рождались вследствие удивительных археологических исследований, развития научных теорий, коллекционирования шедевров мировой культуры. Музеи создавались на основании идеи единомышленников. Экспозициями становились предметы, представляющие историческую и культурную ценность, обработанные и помещенные в соответствующие условия, которые могут обеспечить сохранность. Новые музеи, создаваемые в современном мире, отличаются новым современным подходом, развитой методологией создания экспозиций. Но основные идеи создания музея остались неизменными. Это сохранение исторической достоверности и память о происшедших событиях. Стремясь вперед в будущее, всегда необходимо помнить о том, что именно история помогает нам быть такими, какие мы есть, и предохраняет нас от повторения возможных ошибок.
Современные идеи музеев определяются новым уровнем развития нашего общества. Поэтому стало возможным создание музеев одной отрасли, одного предприятия или одного изобретения. Так в Корее, Японии, России родились музеи роботов, во всем мире создаются галереи мобильных телефонов, есть музеи текстильной и металлургической промышленности. Каждое предприятие, которое за годы развития заработало определенный авторитет и имеет богатую историю, не может обойтись без собственного музея. Как, например, создаваемый нами Тимано-Печорский музей нефти и газа. Это современный способ сохранить память об истоках развития отрасли в отдельно взятом регионе, о людях, которые сделали свой ценный вклад в развитие промышленности, о том, как повлияло на развитие страны это предприятие, люди,которые участвовали в его создании.
Оснащение новых музеев отличается и способами создания. Современные методы построения музейной экспозиции очень разнообразны и связаны с уровнем развития высоких технологий. Широко используются световые и звуковые эффекты. Вы можете увидеть среди экспонатов высокотехнологичные компьютеризированные разработки, презентационные управляемые модели, удивляющие своей реалистичностью, эффектные стенды, терминалы с материалами.
Возможности создания эффектного современного музея огромны. Однако, так как в его строительство необходимы вложения, большая часть новых проектов создаются для коммерческих предприятий. Созданные музеи на современных предприятиях — неотъемлемая часть имиджа. Это визитная карточка, которая представляет завод или фабрику, освещает его богатую историю, служит очень эффектной частью PR-компании.