Абстрактное искусство может быть выражено в живописи и скульптуре или их совокупности.
В абстрактном искусстве вы с трудом разглядите человека, предмет или пейзаж – художник приближает, расчленяет и соединяет детали предмета, человеческих черт, выходит за их пределы и в конечном итоге так переосмысляет пространство, что зритель чувствует себя оказавшимся в другой вселенной с другими физическими законами. Это увлекательная и сложная игра с цветами и геометрическими фигурами кажется обывателю абсурдом, однако это искусство расширяет рамки сознания, заставляет переосмыслить привычное и заглянуть за видимое.
История абстрактного искусства началась с Василия Кандинского, именно он стал первым теоретиком и практиком этого направления в начале 20 века.
Отказавшись от перспективной карьеры юриста, Кандинский в 30 лет решает стать художником. Он уезжает в Германию и прилежно учится новой порфессии. И к концу тысяча девятисотых он уже основывает несколько художественных объединений и пишет первые абстрактные полотна.
Помимо живописных работ автор написал знаменитый трактат «О духовном в искусстве». Эта книга будет интересна не только поклонникам абстракций, но и всем другим, интересующимя историей искусства.
Кандинский считал, что цвета вызывают эмоции. У каждого цвета есть свои черты «характера» (синий – глубокий и мистический, зеленый – спокойный, красный – энергичный и т.д.). Кроме того, каждому цвету предназначается свой музыкальный инструмент: флейта голубая, виолончель синяя, красный – труба…
Вслед за Кандинским абстрактным искусством увлеклись Малевич, Мондриан, а Пикассо сделал свой вклад в кубизм, родственный абстракционизму. Темой его работ тоже часто становились музыкальные инструменты, «разобранные» на части, вибрирующие и словно звучащие на холсте. Конструктивизм, супрематизм, кубофутуризм, беспредметное искусство тоже можно считать братьями абстракционизма: все эти течения бурно и плодотворно развивались, обогащая друг друга, в первой половине 20 века.
Абстракционизм довольно популярен и в наше время. Перейдя в область декоративного, став более привычным глазу обывателя и, завоевав уважение искусствоведов и любителей во всем мире (вспомните «Черный квадрат» Малевича), абстрактное искусство теперь висит на наших стенах и, пожалуй, даже чаще, чем привычные реалистичные пейзажи и натюрморты.