Когда искусство отбрасывает действительность, художник в своем произведении как бы говорит: «Видеть ее не хочу. Знать о ней не знаю. Не нужна она мне». К чему это может привести, показало одно из таких направлений — абстракционизм. Одно время им увлекались на Западе, но и там разочаровались. Мода на него прошла, а дать людям оно совершенно ничего не смогло. Тупик, в котором оказалось это направление, и его кризис еще раз подтвердили, что выявить свое «я», свою творческую индивидуальность художник может лишь тогда, когда он в самой действительности увидит, откроет то, что ускользнуло от других, когда он свое видение мира сумеет передать и донести до зрителя. Знаменитым и успешным художник может стать в любом случае, даже в самом, как доказывает пример http://bogatei.com/dengi-i-blagotvoritelnost/kak-stat-populyarnym-xudozhnikom-esli-ty-bezdomnyj/, тупиковом варианте. Значит, индивидуальность художника раскрывается не в отходе от действительности, не в бегстве от нее, а в отношении к ней, тогда как разрыв с действительностью ведет к разрушению художественного образа.
Однако не менее опасна для художественного образа и другая крайность: когда остается только действительность — выпадает художник, его индивидуальность. Это происходит в искусстве натуралистическом, где главное — как можно точнее передать действительность, существенное и несущественное в ней в равной степени. Такие явления в искусстве были и прежде, но сейчас они приняли крайние формы. В последнее время в зарубежном искусстве распространилось новое течение буржуазного массового искусства — поп-арт. Сторонники этого направления полагают, что никакого отражения, никакого воспроизведения действительности нет и быть не может.
Художественным произведением может стать любой предмет, любое изделие: как только оно изымается из обычных условий, теряет свое практическое назначение, оно, тем самым, обретает эстетический смысл. В качестве художественных произведений выставляются композиции из деталей машин, консервных банок, разного рода бытовых предметов и т.д. На своем месте они просто банки, просто машины, а на выставке — художественные произведения.