«Кто сказал, что пишут красками?
Пользуются красками, а пишут чувствами».
Ж.-Б.С. Шарден
В Белгородском художественном музее открылась выставка живописи Виктора Сорокина «Сотворенная красота» из фондов Липецкого художественного музея.
Есть художники, знакомство с творчеством которых производит на нас неизгладимое впечатление, оставляя в душе яркий след, вызывая бурю чувств и эмоций. Своим искусством они не только открывают новые миры, но и впускают нас в них. Такой загадочный, интересный, увлекательный мир являет нам в своих живописных произведениях выдающийся липецкий художник, Мастер – Виктор Семенович Сорокин.
В.С. Сорокин
Всю свою долгую, насыщенную творчеством жизнь художник следовал своему призванию: чувствовать жизнь цвета в вещах, делах, людях, видеть свет, который наполняет мир. «Говорят в моих картинах живет ощущение счастья. Откуда это? Может от любви?..» (В.И. Сорокин). И с этим трудно не согласиться. Его полотна, наполненные светом любви к земле, к людям, к прекрасному, стали неотъемлемой частью российского изобразительного искусства.
Живописец родился 25 декабря 1912 года в Москве. В пятилетнем возрасте Виктор осиротел, мать умерла от тифа, отец — офицер царской армии — погиб на фронте. После смерти родителей его и братьев воспитывали родственники, а в возрасте двенадцати лет он попадает в детский дом «Суханово», который имел, по словам В.Сорокина «большую воспитательную роль». Затем последовали годы жизни в трудовой коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, где будущий художник стал посещать рисовальный кружок. Первым преподавателем был А.П. Холутаев – ученик И.Е.Репина. По словам художника «он сыграл первую роль в его судьбе: открыл для него искусство».
В 1946 году Виктор Сорокин окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова, куда был зачислен сразу на второй курс. Его учителями были С.В. Герасимов, И.Э.Грабарь, Г.М. Шегаль, А.А.Осмеркин. Так же своими учителями художник считал французских импрессионистов и постимпрессионистов, внесших в изобразительное искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни.
С 1939 года Виктор Сорокин участвует в областных, региональных, всесоюзных, всероссийских, республиканских, зарубежных выставках. Состоялось более 20 персональных выставок в Ельце, Липецке, Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Лионе. В 1946 году становится членом Союза художников СССР.
С 1957 года жизнь и творчество Виктора Сорокина неразрывно связаны с липецким краем, куда он переезжает жить. Провинциальная атмосфера сильно изменила мировоззрение художника: в своих картинах он стремился, пропуская все случайное, оставлять только суть. С годами его художественные образы становились все более ясными, а работы — ёмкими. В нем зрел мастер с цельным взглядом на мир, на вечные ценности — жизнь, красоту и любовь. В этом и есть ключ к пониманию притягательной силы того искусства, которому служил Виктор Семенович Сорокин и которое получило широкое общественное признание в 90-е гг. ХХ века.
Творческие заслуги художника оценены по достоинству, в 1991 году ему присвоено звание «Народный художник России». В 1992 году в Липецке, ставшим для него родным городом, в знак признательности сограждан выдающемуся российскому живописцу и в связи с его 80-летием открыт Художественный музей имени В.С. Сорокина (Дом мастера). Он расположился в стенах памятника архитектуры — дома аптекаря В. Вяжлинского 1910 года постройки. Липецкая детская художественная школа № 1 так же названа именем мастера.
С 1994 года В.С. Сорокин избран почётным гражданином г. Липецка. В 1997 году состоялось присуждение высшей награды Российской Академии художеств – Золотой медали.
Произведения Мастера хранятся в ведущих музеях нашей страны, а также в частных собраниях России и зарубежных коллекциях. В Белгородском государственном художественном музее находится три живописные картины мастера, одна из которых («Натюрморт в саду») экспонируется в постоянной экспозиции «Отечественное искусство ХХ — ХХI веков».
На выставке «Сотворенная красота» представлены живописные полотна, выполненные в излюбленных жанрах художника — натюрморт, пейзаж, портрет. Сочная, как говорят художники, «вкусная» по цвету живопись Виктора Сорокина доставит эстетическое удовольствие и утонченным ценителям прекрасного, и неискушенному зрителю. Подчас, именно цвет является главным героем его картин. Он словно льется изнутри, не отпускает, будоражит воображение и волнует сердце. Созданные художником яркие, красочные полотна привлекают зрителя не только широтой и насыщенностью палитры, но и глубиной проникновения в природу изображаемых предметов («Испанский мотив», Натюрморт с пейзажем», «Красный бокал»).
Красный бокал. 1994
В работах Сорокина чувствуется неподдельное восхищение красотой природы, окружающего мира. Любой пейзаж Виктора Сорокина — это гимн природе, ода небу, земле. Художник без устали писал пейзажи, стремясь уловить и запечатлеть мимолетные природные состояния: заход солнца, ветреный день, движение облаков («Солнечный свет, «Летний вечер», «Конец марта», «Река Ельчик», «Начало весны»).
Солнечный свет. 2001
В натюрмортах автор остается верным своему творческому кредо. Он был убежден, что средствами живописи можно передать глубину образа, силу чувств и эмоций. Всё это ярко выражено в его натюрмортах («Натюрморт с помидорами», «Натюрморт с арбузом»). Цветочные композиции — истинный гимн созидающей природе («Астры», «Белые пионы», «Белые цветы», «Осенний букет», «Осенний день»). В них в полной мере проявляется талант живописца, композитора картины.
Натюрморт с арбузом. 1989
Объемный, мощный мазок – особенность «почерка» художника – наполняет все его полотна, независимо от жанра, необычайной энергией. Она пронизывает все его творчество, вызывая безграничное богатство ассоциаций. Искусство Виктора Сорокина не перестаёт удивлять, наполняясь новыми качествами, оно раскрывает глубину гуманистической философии художника. Именно поэтому число почитателей его таланта растет и в нашей стране, и за её пределами.
Автопортрет. 1993