Искусство Николая Васильевича Неврева — это мастерски написанные сцены купеческой жизни, сельской жизни, исторических событий. Образ самого художника: трагичный, молчаливый, непоколебимо преданный своему искусству. Его судьба — словно одна из его собственных картин: полна света и тени, боли и внутреннего достоинства.
Николай Васильевич Неврев биография художника
Родившийся 3 мая (по старому стилю) 1830 года в Москве, Неврев рано узнал, что такое лишения. Осиротев в детстве, он не имел ни привилегий, ни протекции, ни средств к существованию. Каждая копейка давалась трудом, и, тем не менее, он мечтал о живописи. Его поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества стало поступком не юного баловня судьбы, а настоящим подвигом — человеком, у которого за плечами не было ничего, кроме несгибаемого желания учиться.
С 1850 по 1855 год он постигал азы и глубины искусства, но, как это часто бывало в России XIX века, не деньгами измерялось талантливое будущее. Вынужденный оставить обучение из-за бедности, он получил звание «свободного художника» — звучное, но крайне шаткое в материальном смысле определение.
Главные шедевры Николая Неврева
Первое признание пришло к Невреву как к портретисту. Его кисть точно подмечала черты, его взгляду были подвластны эмоции. Однако художнику было тесно в рамках портрета. Его влекло то, что не ограничивалось одним лицом — целые сцены, драматургия жизни, густая ткань народного быта, невидимая и неприметная снаружи, но глубокая и выразительная изнутри.
Так родились его жанровые полотна: «Панихида на сельском кладбище» (1865), «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» (1866), «Из недавнего прошлого» (1866). Эти произведения, столь точно схватывающие ритм и психологию народа, нашли отклик в душах зрителей.
С конца 1870-х Неврев делает очередной, самый значимый поворот в своём творческом пути — он обращается к историческому жанру. Сюжеты для картин он выбирает острые, неоднозначные. Его полотна не просто иллюстрируют прошлое, они с ним спорят. Его «Патриарх Никон пред судом» (1885), «Представление Ксении Годуновой Лжедмитрию» (1882), «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого» (1881) — это не просто сцены из учебника истории. Это раздумья о судьбе страны, о морали власти, о роли личности в переломные моменты.
Неврев вступил в Товарищество передвижных художественных выставок в 1881 году. Передвижники ценили его честность, приверженность к социальной правде, его бескомпромиссную манеру работы. Он говорил кистью, как публицист — пером.
Особого упоминания заслуживает его полотно «Ярослав Мудрый, отправляющий свою дочь Анну в замужество к французскому королю Генриху I» (1888). В нём — великая тема выбора и власти, дипломатии и материнской боли, национального величия и личной жертвы. Его историческая живопись — это исповедь.
Но, как часто случается с великими художниками, особенно в России XIX века, судьба была жестока. К концу жизни Неврев оказался почти забытым, бедность снова вошла в его дом. Былые восторги критиков, общественный резонанс и слава исчезли, как звук колокола в тумане. В своём имении Лысковщина в Могилёвской губернии, в день своего 74-летия, он застрелился — без пафоса, без громких слов, в полном одиночестве.
Сегодня работы Неврева украшают залы Третьяковской галереи, они изучаются художниками, становятся объектом исследования историков искусства. Николай Неврев был тем, кто писал историю и жил ею. И, быть может, именно поэтому его произведения до сих пор не утратили силы. Они всё ещё смотрят на нас. И спрашивают…
Николай Неврев картины художника













