Петербургский писатель и поэт Егор Клопенко предсказывает моду на поэзию в ближайшие годы и рассуждает о том где, когда и как начнется возрождение высокой российской и мировой литературы.
-Вы считаете, поэзия становится снова модной?
-Да, я думаю, что время настоящий поэзии вновь приходит. Больше чем полвека ушло на это, но поэзия вновь становится центральным элементом современной культуры. Музыка, занимавшая почти все это время главное место в искусстве, затихла — уже не играет на площадях, она ушла в андеграунд и, видимо, какое-то время будет отдыхать, искать новые идеи. Кино высказалось — выговорилось. Изобразительное искусство — поблекло. Но людям нужно черпать откуда-то силы, нужно искать вдохновение, и это место, видимо, замет поэзия, так как все остальное выглядит слишком уставшим. Это цикличный процесс — за поэзией опять придет кино, вдохновленное новыми услышанными словами и смыслами, живопись, музыка, мода.
-Может ли поэзия стать массовой в России?
-Поэзия вообще очень массовое и громкое искусство, она прекрасно себя чувствовала на площадях, отлично смотрелась на книжных полках у миллионов семей, и это опять произойдет. Площадям нужно что-то более убедительное, чем робкие политические митинги, что-то более живое и настоящее. В конце 20 века этим настоящим, занявшим все площади, стала музыка. Сейчас время за поэзией. Более того, в России это уже происходит. Некоторые поэты постепенно обживают концертные площадки, которые раньше были подвластны лишь музыкантам. Книги возвращаются на полки магазинов. Пока в этом очень мало откровения, но будем считать это первой волной. За ней придет вторая, и она принесет то, что мы все так долго ждали.
-Какая поэзия сейчас является модной?
-Первая волна новой российской поэзии, безусловно, осталась за лирическими девушками. Что-то более глубокое и новое идет следом. Это будет второй волной. Она вынесет к нам новых людей, которые будут искренне пытаться принести нам свет и сделать нашу жизнь легче. В сущности, это ведь не так сложно – действительно дайте людям чуть-чуть света, и всем уже и так легче.
-Как стать модным поэтом?
-Вы знаете, мода — это очень странное понятие. Можно быть модным, а можно эту моду создавать. Те, кто действительно создают моду, они ничего не знают о том, как быть модными. Они вообще страшно не модны и многим непонятны, по крайней мере, какое-то время. Так ведь и с самыми известными дизайнерами, те, кто действительно интересны и гениальны — они не похожи на других, они не модны — они несут что-то новое, все новое. Свое и, следовательно, настоящее. А за ними сотни и даже тысячи других, которые уже модные, которые повторяют, интерпретируют и тиражируют моду, пока гении не сделают что-то новое. В поэзии и в любом другом искусстве все то же самое, что и в моде. Как уже сказал, все больше лирических девушек, но, думаю, скоро будет что-то совсем новое.
-Вы из Петербурга, который являлся меккой для поэзии золотого и серебряного веков. Какое место в современной российской литературе занимает он сейчас?
-Исключительное, как и всегда, причем, не только в литературе и не только в современной. Значительная часть всего самого искреннего и лучшего в мире искусства была создана именно здесь, или как-то пересекается или связана с этим городом. Так получилось. Здесь особый климат. Не важно, что сейчас нет особо громких имен в петербургской литературе. Значит, что-то зреет, созревает, пишется ночами и скоро появится на свет. Как я уже сказал — время поэзии еще впереди. Думаю, что время большой литературы придет следом. Она вдохновится поэзией и сможет самовыразиться в новых книгах и романах.
-Вы больше писатель или поэт?
-Я очень много пишу в прозе, и даже большая часть стихов — в прозе. Вместе с тем, я понимаю, что даже написанные мною романы не подходят под классическое определение прозы. Была такая серия у одного из издательств — проза поэтов. Наверное, это про меня. Все, что я пишу, на мой взгляд, это поэзия. Впрочем, и большинство моих любимых писателей пишут или писали точно также. По крайней мере, то лучшее, что есть в их книгах — это поэзия.
-О чем Вы сейчас пишите?
-Как и всегда о людях, о себе, об эмоциях. О чем-то очень важном для меня. О свете во тьме. Все хорошие писатели всю жизнь пишут об одном и том же. По сути, они всю жизнь пишут одну и ту же книгу — каждый роман — это либо переписанные старые ее главы, либо дописанные новые. Как минимум, в этом я этим писателям соответствую. Впрочем, каждый раз мы находим новые формы и умудряемся погружаться на новую глубину в своих поисках и изысканиях. То, что я дописываю сейчас, это точно совершенно новые главы этого романа моей жизни. В течение года увидят свет сразу два моих новых романа, которые сейчас пишутся почти одновременно, точнее один — приобретает окончательную форму, а второй пока еще наполняется содержанием. Он тоже уже готов, но еще не до конца записан. Также летом выйдет новый сборник стихов и текстов, как я называю, свои мысли, записанные не в рифму.
Сайт Егора Клопенко: http://klopenko.com