«Любительница абсента» — одна из самых известных картин великого испанского художника Пабло Пикассо. Картина была написана в 1901 году. Холст, масло. Размер: 73х54 см. В настоящее время картина находится в Государственном музее Эрмитаж, Санкт-Петербург.
На картине представлена женщина, которая сидит за столиком в кафе и пьёт алкогольный напиток — абсент. Абсент в те времена был очень популярен. Полынный напиток славился своей особенностью погружать человека в мир иллюзий и глубоких размышлений. На своей картине Пикассо изобразил женщину, которая в полном одиночестве сидит за столиком кафе. Перед ней стоит бутылка абсента и стакан. Картине присущ ярко-выраженный драматизм ситуации и даже трагичность.
По выражению лица любительницы абсента можно увидеть, что она полностью погружена в себя, и в своих мыслях находится где-то далеко. На губах женщины мелькает саркастическая усмешка. Лицо женщины серьёзное и где-то даже строгое. Всё говорит о том, что после выпитого напитка она находится в своих пьяных иллюзиях, предаётся невесёлым воспоминаниям или размышляет о своём нелёгком будущем. Подействовал ли так на неё абсент или женщина сломлена тяготами жизни, а может одно является следствием другого? Над этим Пикассо просит поразмышлять самих зрителей.
Особое внимание может привлечь положение рук женщины. Одна рука поддерживает подбородок, что говорит о размышлении, также это может говорить об усталости и отчаянии любительницы абсента. Вторая рука, которая на картине непропорционально большая, обхватывает плечо. Вторая рука ярко символизирует одиночество женщины, показывает её закрытость от окружающего мира и окружающих людей. Женщине как будто неуютно в реальном мире и она пытается полностью от него закрыться и внутренне и внешне, полностью уйти в свой внутренний мир.
Существует также предположение, что на своей картине Пабло Пикассо изобразил представительницу художественной богемы. В те времена абсент был крайне популярен у художников, так как данный напиток считался особенным, способным вдохновлять и наводить на особенные размышления. В те времена ему приписывались даже мистические способности уносить человека за грань реальности. Так или иначе, главным на картине является даже не сам образ реальной женщины, а её мысли, воспоминания, размышления и даже иллюзии. Пабло Пикассо подчеркнул эту особенность размытым окружением. Таким образом, зритель как бы видит картину глазами любительницы абсента, для которой всё окружающее неважно и второстепенно.