Происхождение названия журнала «Крокодил», как и автор его логотипа (красного крокодила с вилами) доподлинно неизвестны. Журнал был основан в 1922 году, быстро завоевал огромную популярность, и к 1933 году стал главным (и единственным) всесоюзным сатирическим журналом. «Крокодил» всегда был рупором пропаганды, поэтому тематика его иллюстраций менялась вместе с политическим климатом в СССР и с зарубежной динамикой. Некоторые темы (в частности, антирелигиозная пропаганда) оставались одной из главных тем издания во все годы его существования.
В 20-е годы карикатуры были нацелены, в основном, на многочисленные пороки нэпманов, религиозных деятелей и кулаков, высмеивал белоэмигрантов и буржуазную интеллигенцию, сохранившую старорежимные привычки и замашки. В опасные сталинские годы издание воздерживалось от каких-либо острых комментариев на политические темы, вместо этого журнал иллюстрировал загнивание зарубежного капитализма, антисоциальную деятельность международных оппортунистов, разоблачал саботажников-интеллигентов, виновников отставания социалистического производства и продавцов опиума для народа. Самогонщики, прогульщики, тунеядцы и подхалимы во все времена были излюбленной мишенью «Крокодила».
Во время Великой Отечественной войны «Крокодил» не мог остаться в стороне – карикатуры приобретают не только антифашистскую направленность, но также разоблачают американских, британских и французских пособников фашизма. Героической борьбе испанцев с фашизмом уделяется немало внимания. Иллюстрации, как и тексты в этот период направлены на укрепление патриотических чувств и уверенности в скорой победе советских войск.
После окончания войны «Крокодилу» неминуемо пришлось изменить и свою концепцию, и дизайн. Издание снова начинает уделять много внимания сатирическими иллюстрациями и комментариями по поводу зарубежных капиталистических реалий, буржуазной идеологии, и в то же время публикует множество материалов, касающихся быта и морали советских людей. В 60-80-е годы в журнале находили отражение все значимые явления международного масштаба – от ядерной истерики до движения хиппи.
В 2000 году «Крокодил» был закрыт из-за недостаточного финансирования. Затем журнал издавался в период с 2001 по 2004 годы, и с 2005 по 2008 годы. Однако новый формат издания не смог привлечь достаточное количество читателей, и 2008 год стал последним в истории «Крокодила».
«Крокодил» карикатуры из журнала
Любите картины великих русских художников и предпочитаете культурный отдых? В этом случае вас обязательно заинтересует мультимедийная выставка «Я-Айвазовский» в Москве, все подробности о которой можно узнать на сайте http://i-aivazovsky.com/. В главной роли выставки-спектакля Сергей Гармаш.