Логотип art-assorty.ru
Закрыть
Логин:
Пароль (Регистрация | Забыли пароль?):

Работы Станислава Михайловича Доляновского – из собрания БГХМ


Белгородская земля полна талантами, кто-то здесь родился и вырос, кто-то облюбовал этот прекрасный край для жизни, а кто-то был направлен по трудовому распределению, как это часто бывало в Советском Союзе. Именно так, по воле случая,  в 1983 году  попал в Белгород Станислав Михайлович Доляновский. Приехал и остался здесь жить и работать.

2015 год стал юбилейным в жизни художника, в этом году Станиславу Михайловичу исполнилось 65 лет. По натуре, являясь человеком скромным и не публичным, он не очень любит рассказывать о себе. Поэтому сегодня нам бы хотелось познакомить широкую публику с этим талантливым мастером.

Станислав Михайлович Доляновский родился 28 января 1950 года в селе Догмаровка Генического района Херсонской области. Тяга к рисованию проявилась с детства, ему не только нравилось рисовать, но и подглядывать с друзьями-мальчишками за творчеством заезжих мастеров.

В 1977 году Станислав Михайлович поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, где учился на отделении живописи под руководством Андрея Андреевича Мыльникова.

Будучи студентом, впитал в себя лучшие традиции русской реалистической школы. Во время учебы любил бывать в Эрмитаже: как изучать собрание музея, творчество старых мастеров, так и посещать привозные выставки. Нравились картины Эль Греко, Тициана творчество Рембрандта, Ван Гога, чье влияние, не могло невольно не отразиться на становлении почерка художника.

С приездом в Белгород Станислав Доляновский сразу начал участвовать в выставках.

За свою творческую карьеру Станислав Михайлович успел поработать в художественной группе в Доме творчества «Горячий ключ» в одноименном курортном городке Краснодарского края (1985), в Доме творчества «Академическая дача» Тверской области – первом в России Доме творчества живописцев (1991). Кстати именно на «Академичке» было написано одно из произведений, входящих в фонды Белгородского государственного художественного музея – «Деревня Старое Котчище» (1991) – небольшой рассказ о вымирающем поселении, в котором на сегодняшний день практически не осталось жителей.

Доляновский С.М. "Деревня Старое Котчище", 1991. Бумага, пастель

В 1990 году он становится членом Белгородского отделения Союза художников России, а с 1990 по 1992 годы входит в состав его правления как ответственный за работу с молодыми талантами.

Как член Союза много и плодотворно работает по художественно-эстетическому оформлению Белгорода, городов и районов области, формируя самобытный облик фасадов и интерьеров общественных зданий. Сегодня работы Станислава Доляновского – росписи, мозаики, рельефы – украшают новое здание «Белгородэнерго», корпус городской детской поликлиники и санаторий в Сосновке, учебные заведения не только Белгорода, но и Старого Оскола, а также Дом культуры в поселке Красная Яруга. Художник входит в число мастеров, работавших над созданием витражей, икон и живописных полотен, повествующих о житие Иоасафа Белгородского, для часовни, возводимой в честь празднования 100-летия канонизации Святителя, а также является одним из авторов «Галереи губернаторов» открытой к 50-летию Белгородской области.

Несмотря на то, что Станислав Михайлович является создателем многих монументально-декоративных композиций, занимается он и станковой живописью, но большее предпочтение отдает графическим техникам изображения: темпере, акварели, пастели, карандашу, углю, сангине и др.

Немалое место в творчестве художника занимает жанр пейзажа. По признанию самого Станислава Михайловича, у него нет более любимых и близких тем для души: «нравится изображать все, что окружает». Многие серии работ мастер создает на пленэрах, постоянным участником которых он является. Это творческие поездки как регионального, так и международного уровня: по Белгородчине («Ракитное–2002», «Алексеевка–2005») и Вологодской области, в Барселону (Испания), Ополе (Польша).

Итоги подобных поездок, пейзажи и сюжетно-тематические композиции хранятся сегодня в собрании Белгородского государственного художественного музея, в частных коллекциях России, Польши и Франции. Всего же в фондах музея находятся 5 живописных произведений и 12 графических листов, созданных как в период творческого становления художника, так и в его зрелые годы.

Станислав Доляновский считает, что работа на пленэре с природой, с «живым материалом», для любого художника является квинтэссенцией его мастерства, ведь именно здесь надо за считанные часы создать завершенное произведение.

На его картинах города и деревни, генетическую связь с которыми он ощущает сильно и глубоко, выглядят достоянием прошлого. В них нет суеты, а лишь тихая размеренность жизни. Автор как будто намеренно уводит на своих работах нас в мир отвлеченный, в мир своих воспоминаний.

Вдохновляют Станислава Михайловича не только пейзажи, но и люди, встречающиеся в местах путешествий. Так на рисунке «Две сестры», мы видим изображение бабушек, местных долгожителей Марии и Лиды, которые очаровали художника своим тихим бытом: работой на участке, топкой домашней уютной печи.

Доляновский С.М. "Сестры", 1989. Бумага, тушь, пастель

Тема сельского образа жизни раскрывается также в произведениях, написанных в окрестностях Алексеевки («Сеновал», 2005) и Хотмыжска («Осень» и «Терновник», 1985; «Пейзаж», 1990).

Доляновский С.М. "Терновник", 1985. Бумага, пастель

Есть в коллекции художественного музея произведение с одной из первых поездок художника в город Ополе. На нем запечатлены улицы населенного пункта Клодница («Подворье», 1987), сегодня являющегося частью города Кендзежин-Козле.

Доляновский С.М. "Подворье", 1987. Бумага, пастель

Эта работа, как и многие другие, выполнена в технике пастели, и это не случайно.

Пастель особо импонирует художнику за живость, мобильность, податливость материала. Так за 2-3 часа можно полностью закончить произведение, довести до завершенного состояния и не вносить других элементов и доделок в мастерской. Пастель позволяет запечатлеть мимолетное видение и вдохновение, не нарушить «этюдность» работы, то хрупкое первое впечатление.

Конечно, художник берет с собой на пленэры холсты – нравится ему работать и маслом, – но графических работ все равно получается больше.

У Станислава Михайловича есть своя мастерская, в которой он также создает множество произведений. Отсюда родом его пастели «Натюрморт» (1989) с изображением яркой птицы – индюка,

Доляновский С.М. "Натюрморт", 1989. Бумага, темпера, пастель

«Натюрморт с рыбами» (2002), на котором запечатлена добыча, привезенная с моря.

Доляновский С.М. "Натюрморт с рыбами", 2002. Бумага, пастель

Можно среди его работ увидеть и акварель, например «Сельский сторож» (1987). Главным героем произведения является лысоватый, ссутулившийся от непростой жизни человек – сосед художника. Изображение деревенских домиков вдали и маленькая собачка, вьющаяся под ногами мужчины – образы, конечно, не буквальные, опосредованные, но являющейся тонкой ниточкой, ведущей к воспоминаниям о детстве.

Доляновский С.М. "Сельский сторож", 1987. Бумага, акварель

Что касается портретных работ, то они всегда отмечены меткостью и остротой характеристик, жизненной достоверностью типажей. На полотне «Мужской портрет» (1988–90 гг.) запечатлен художник Анатолий Гребенюк, изображенный в непростой период своей жизни.

Доляновский С.М. "Мужской портрет", 1988-90. Холст, масло

«Оксана» (1986) – экспериментальная работа на тонированной бумаге. Это произведение положило начало серии графических листов, выполненных художником цветными карандашами. Женский портрет стал одним из самых запоминающихся среди работ мастера, хранящихся в Белгородском художественном музее.

Доляновский С.М. "Оксана", 1986. Бумага, цветной карандаш

Особенно впечатляет «Автопортрет» (2003) Станислава Михайловича. Детали и нюансы в нем, по словам художника, были проработаны в качестве «подсобного, технического материала», работы с цветом, светом и анатомией. Это не единственный автопортрет мастера, но лишь некоторые из них переросли из обычной штудии в самостоятельное законченное произведение, несущее особое настроение и мироощущение художника.

Доляновский С.М. "Автопортрет", 2003. Бумага, уголь, сангина

Мощная энергетика полотен Станислава Доляновского оказывает сильное эмоциональное воздействие в немалой степени благодаря насыщенному, плотному колориту. Рисунки и картины оригинальны по композиции и выразительны по колориту, выполнены в особом, почти монохромном цветовом строе, которому присуща эмоциональная напряженность. Цвет в его полотнах является одним из важнейших составляющих аспектов его творчества, неся на себе существенную семантическую нагрузку. Показателен в этом плане «Натюрморт», созданный в 1991 году. Пропитанный духом символизма, он выполнен в живописной манере. Зритель видит букет сухих трав и скульптурную композицию с ангелом и драконом, созданную руками жены художника – белгородского скульптура Ольги Трофименко.

Доляновский С.М. "Натюрморт", 1991. Холст, масло

Сегодня творчество мастера идет в сторону «расцвечивания» своих работ, насыщения их «полноценными» цветовыми отношениями. Произведения становятся менее графичными и более живописными, примерами подобных работ могут служить документально-монументальные пленэрные работы «Ракиты. Этюд» (2010)

Доляновский С.М. "Ракиты. Этюд" 2010, Холст, масло

и «Слоны»(2013).

Доляновский С.М. "Слоны", 2013. Холст, масло

Хотелось бы также отметить, что Станислав Михайлович является не только хорошим практиком, но и опытным преподавателем. С 2003 по 2004 год художник преподавал в Белгородском государственном университете, а с 2004 по 2010 являлся доцентом кафедры «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» в Белгородском государственном институте культуры и искусств. Сегодня он проводит занятия в художественной студии при Союзе художников.

Также художник является членом областного выставочного комитета и активно помогает скульптурным проектам жены, поэтому на свободное творчество времени почти не остается.

Произведения Станислава Михайловича неоднократно экспонировались на зональных, всероссийских, областных и республиканских художественных выставках. Произведения художника побывали в Воронеже, Ярославле, Санкт-Петербурге и Москве, Харькове (Украина), Ополе (Польша), Херне (Германия).

К 65-летию художника Белгородский государственный художественный музей подготовил юбилейную персональную выставку произведений Станислава Доляновского из фондов музея. На открытии вернисажа поклонники изобразительного искусства получили возможность не только познакомиться с творчеством талантливого художника, но и пообщаться с самим автором представленных работ.

Встреча с художником

 


 



Написать комментарий к статье Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Проверка на спам:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Решите уравнение и напишите ответ цифрами:


Сейчас также смотрят:

 



Copyright © 2011-2016 "Арт Ассорти"